ГИБДД РФ изменила порядок оформления ДТП, значительно облегчив жизнь автовладельцам и усложнив ее страховым компаниям. По новым правилам владельцам авто не придется ехать в ГИБДД для печати на справке о ДТП – инспектор обязан выдать все документы на месте, на официальном бланке, без печати. Сомнения страховщиков в подлинности документа должны разрешаться запросом в ГИБДД. Также новые правила официально передают функцию определения ущерба технической экспертизе и, в крайнем случае, решению судей (вместо замены этих инстанций определениями «гайцов» и страховщиков). Страховые компании объявили, что новые правила окажутся катастрофой для автовладельцев, усложнив процедуру. На это в ГИБДД парировали, что правила, наоборот, защитят водителей от произвола в деле определения ущерба со стороны дорожных инспекторов и страховых компаний.
ГИБДД РФ разослала в территориальные подразделения «Методические рекомендации по оформлению и выдаче справки о дорожно-транспортном происшествии».
Справку о ДТП, утвержденную приказом МВД №154 страховые компании требуют с автовладельца для того, чтобы выплатить компенсацию ущерба. Как пояснил заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Кузин, из-за отсутствия «единообразного подхода» в вопросах оформления справок «возникает недопонимание между водителями и представителями страховых компаний, а иногда и необоснованные требования со стороны последних» – цитирует Кузина «Коммерсант».
Рекомендации содержат два нововведения. Первое заключается в том, что теперь в случае ДТП, когда вина водителя определяется инспектором на месте, сотрудник Госавтоинспекции обязан выдать участникам аварии необходимые справки прямо на месте. Согласно действующей практике, документы о ДТП водителям необходимо заверить печатью (ее нет в распоряжении автоинспектора), для чего нужно посетить отделение ГИБДД, что отнимает время.
«Водителям не требуется дополнительного визита в подразделение – подобные требования некоторых страховых компаний законодательством не предусмотрены... На этот документ (справку о ДТП) печать не требуется, он – не процессуального характера», – пояснил нововведения замначальника ГИБДД РФ.
Представители страховых компаний поспешили объявить, что отсуствие на справке печатей ГИБДД вызовет «сомнения в подлинности документов». Отсутствие печати приведет к тому, что справки начнут выдавать в том числе и те сотрудники ГИБДД, которые не уполномочены это делать и чью подпись печатью бы не заверили. «В результате сомнения в подлинности документа неизбежны», – приводит «Новые Известия» мнение президента Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктора Травина. А лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин заявил, что справки без печати «не сразу воспримут все страховщики», и «конфликтов между автовладельцами и страховыми компаниями по поводу выплат станет еще больше».
«Что касается печати, то она являлась единственным подтверждением законности справки. Теперь повышается риск подделки документа, и страховые компании будут постоянно проверять справки, направляя запросы в ГИБДД. Клиенты от этого только пострадают – им придется ждать, пока страховая получит ответ» – пригрозил, например, замглавы «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.
В Российском союзе автостраховщиков журналистов заверили в том, что отсутствие печати на бланке справки о ДТП не является основанием для отказа в выплате страхового возмещения, но тут же оговорились, что «сложности с определением подлинности справки могут возникнуть». После обобщения правоприменительной практики РСА сможет сделать выводы о том, насколько данное изменение может повлиять на процесс урегулирования убытков. В ГИБДД на это заметили, что, если у страховщика возникнут подозрения насчет подлинности документа, то компания всегда может направить запрос в Госавтоинспекцию. В ведомстве также ссылаются на то, что справки оформляют либо на официальном бланке подразделения ГИБДД, либо снабжают угловым штампом, что является свидетельством их подлинности.
Второе новшество касается повреждений, которые выявляются после ДТП. До сих пор инспектор ГИБДД указывал в справке помимо видимых следов аварии (например, расколотого бампера или помятой двери) также и возможность скрытых повреждений (к примеру, помимо помятого бампера могут быть повреждены другие конструктивные детали автомобиля – это выявляется только после тщательного осмотра в сервисе). Теперь такая формулировка запрещена.
«Инспектор ДПС не должен подменять технического эксперта или пытаться угадать внутренние повреждения, которые получил автомобиль», – пояснил Владимир Кузин. Причины возникновения скрытых повреждений, по его словам, должны быть установлены в ходе технической экспертизы. Вносить изменения в справку после оформления аварии также запрещено. Это означает, что страховщики более не смогут потребовать от клиента съездить в ГИБДД и вписать в справку дополнительные повреждения.
«Я считаю, что решение вывести из-под контроля инспектора ГИБДД диагностирование скрытых повреждений – это правильная мера. Невозможно определить на глаз, что было повреждено в автомобиле. Например, если автомобиль с рамой, невозможно определить геометрию рамы после удара. Этим должны заниматься профессионалы, имеющие специальное оборудование. Например, дилеры, у которых есть необходимые диагностические средства. Уход от практики скрытых повреждений «на глаз» лишит недобросовестных водителей возможности отремонтировать свой автомобиль за счет другой аварии. Предположим, машина получила повреждения в одной аварии, а потом попала в другую, где водитель – пострадавшая сторона. Он приходит в страховую и говорит, что все было отлично, а теперь вдруг автомобиль ведет себя непредсказуемо. Нормальная экспертиза легко определит, когда и какие повреждения были получены», – приводит «Газета.Ru» мнение Юрия Антипова, эксперт-автотехника «Общества Синих Ведерок». Впрочем, Антипов считает, что нововведения усложняет процедуру для водителя.
«Допустим, удар пришел на уровне багажника, а скрытые повреждения обнаружились в районе капота. Водителю будет очень сложно доказать, что капот он не повредил ранее» – парирует лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
Указание в справке на возможность скрытых повреждений, по мнению Похмелкина, помогло бы автовладельцам доказать, что эти скрытые повреждения появились в результате именно данного ДТП, а не какого-либо другого: «Инспектор мог бы высказать гипотезу о характере внутренних повреждений, исходя из внешних». Виктор Травин возражает: и страховая компания, и суд будут учитывать только мнение эксперта, а не мнение инспектора ГИБДД, который экспертом по повреждениям автомобиля не является. Этой же точки зрения придерживаются в ГИБДД и просят «не наделять инспекторов функциями экспертов». Замначальника ГИБДД РФ на это заметил, что наличие же скрытых повреждений определяют эксперты, и запись в справке о ДТП об их возможности «ничего не значит», так как «все равно понятно, что скрытые дефекты могут иметь место».
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 03.04.12
В Одессе официально приостановлена работа платных парковок. Но деньги все равно берут. / В Москве взорвался и сгорел микроавтобус. / Молдавский премьер и американский посол пересели на велосипеды (ФОТО). ДОБАВЛЕНО ВИДЕО!. Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».