Пассажиров поездов будут незаконно раздевать и просвечивать На ж/д вокзалах вводятся правила безопасности аэропортов
С 1 апреля пассажиры, путешествующие российскими железными дорогами, будут подвергаться такому же досмотру, как и при авиаперелетах. Багаж будет просвечиваться, а его владельцы – проходить рентгеновский и личный досмотр на вокзалах. «Эксперимент» стартует на 32 вокзалах десятков городов незаконно: до сих пор нет правовых основ такого досмотра, заметили в «Коммерсанте». Досмотр пассажиров будет, фактически, добровольным и фиктивным – как в супермаркетах. То есть любой пассажир сможет отказаться от «просвечивания» и раздевания и сможет выиграть иск к РЖД за опоздание на поезд.
Досмотр пассажиров на ж/д вокзалах по нормам, принятым для аэропортов, является инициативой Дмитрия Медведева – как продолжение его провалившейся на практике инициативы по оборудованию вокзалов рамками металлоискателей. Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте была утверждена указом президента Дмитрия Медведева в 2010 году – сразу после мартовских терактов в московском метро.
Входы в 32 ж/д вокзала различных городов будут оснащены рентгеновскими конвейерными установками для багажа, внутри пассажиры будут подвергаться выборочному досмотру. Для этого в РЖД вводится должность инспекторов по досмотру.
После ужесточения досмотра пассажиров в аэропортах путешественникам приходится приезжать за несколько часов до вылета, чтобы гарантированно не опоздать на рейсы из-за неспешности процедур безопасности. Также теперь придется поступать и пассажирам, путешествующим железными дорогами. В РЖД пока не готовы прогнозировать, как долго их клиентов будут задерживать в досмотровых зонах.
Новая система безопасности грозит проблемами не только пассажирам, но и самим представителям РЖД, обнаружили в «Ъ». Несмотря на то, что программа обеспечения безопасности утверждалась по личному распоряжению президента, внести соответствующие поправки в законодательство чиновники не успели. Если на воздушном транспорте работу досмотровых зон четко регулирует глава XII Воздушного кодекса и приказ Минтранса 2007 года «Об утверждении правил проведения предполетного и послеполетного досмотра», то у РЖД такой правовой базы нет. Поэтому с 1 апреля сотрудники вокзалов будут вынуждены проводить досмотр пассажиров, руководствуясь специально изданными нормативными актами МВД, в которых никак не регламентирован ни порядок работы инспекторов, ни правила прохождения ими аттестации. В результате любой пассажир, которого после 1 апреля остановят инспекторы РЖД, вправе отказаться от прохождения досмотра, так как из-за отсутствия правовой базы он проводится на добровольной основе.
В Минтрансе подтвердили, что сейчас сотрудники вокзалов не вправе досматривать пассажиров без их согласия. Но пообещали это исправить – уже «задним числом». «С учетом того, что система не отлажена, люди будут массово опаздывать. После этого они вправе будут подавать иски к РЖД, которые удовлетворит любой суд» ,– обещают в обществе защиты прав потребителей.
Москва, Алексей Усов
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».