Специалисты концерна «Алмаз-Антей», производящего зенитно-ракетные комплексы, установили тип ракеты, которой был сбит малайзийский «Боинг», а также приблизительную точку запуска. Такие выводы позволил сделать анализ повреждений самолета.
«Наиболее характерные повреждения... позволили сделать вывод, что причиной падения самолета было воздействие зенитной управляемой ракеты» – заявил сегодня журналистам советник генерального конструктора концерна «Алмаз-Антей» Михаил Малышевский
Специалисты концерна установили тип ракеты, которой был поражен пассажирский лайнер.
«По характеру отверстий во фрагментах фюзеляжа самолета, на основе всестороннего анализа повреждений был сделан вывод, что в данном случае использовалась ракета типа 9М38М или 9М38М1 с боевой частью типа 9М314 или 9М314М1, поскольку только в них поражающие элементы имеют форму «двутавра», – пояснил Малышевский (цитируется по публикации агентства «Интерфакс»).
«Главная особенность ракеты 9М38М1 – формирование особой области, которая имеет форму «скальпеля», перпендикулярно движению ракеты, это более 40% осколочной массы. Эта особенность была специально спроектирована... Именно его («скальпеля») следы и отпечатки, обнаруженные на обшивке самолета, и позволили с высокой степенью вероятности определить траекторию подхода ракеты» – объяснил представитель концерна-производителя ЗРК.
По словам Малышевского, ракету комплекса «Бук-М2», можно однозначно исключить, поскольку ее поражающие элементы уникальны, и элементов типа «двутавр» там нет.
Советник напомнил, что при анализе крушения Boeing специалисты «Алмаз-Антея» взаимодействовали с российскими экспертами, которые участвовали в расследовании катастрофы Ту-154 над Черным морем в 2001 году (тогда причиной гибели лайнера была признана зенитная ракета, запущенная на учениях украинскими военными), сообщает ТАСС.
Напомним, что украинское Минобороны проигнорировало выводы всех технических комиссий, расследовавших обстоятельства гибели Ту-154 над Черным морем. Больше того, родственники погибших пассажиров до сих пор не смогли добиться от официального Киева даже извинений за чудовищную «ошибку» 2001 года. Минобороны Украины выиграло несколько десятков судов, отбиваясь от требований признать вину и выплатить компенсацию.
Эксперты концерна ПВО «Алмаз-Антей» также опровергли версию о том, что ракетный пуск был произведен из района населенного пункта Снежное, контролировавшееся ополчением ДНР.
«В ходе анализа полученных самолетом повреждений удалось определить направление движения поражающих элементов – они двигались вдоль конструкции самолета, от носа к хвостовому оперению... Были повреждены левый двигатель, левое крыло, частично хвостовое оперение... Угол подлета ракеты к «Боингу» в горизонтальной плоскости составлял 72-76 градусов по отношению к курсу самолета. В вертикальной плоскости – 20-22 градуса. Только при таком положении самолета и ракеты объясняются все повреждения, полученные рейсом МН-17. Только при такой ориентации «скальпеля» (область поражающих элементов) в пространстве. По углу подхода ракеты к самолеты и на основе анализа других данных наиболее вероятная точка запуска ракеты находится к югу от населенного пункта Зарощинское», – сказал советник генконструктора концерна.
Представитель концерна также подчеркнул, что существенный объем поражающих элементов пришелся на кабину пилотов. При этом, отметил он, на фотографиях видно, что правая часть кабины осталась целой. «С правой стороны остались целыми два стекла», – пояснил Малышевский.
На основании этих данных эксперты пришли к выводу, что ракета пересекала курс самолета, то есть, стреляли сбоку. По его словам, именно поэтому эксперты концерна отвергли версию о Снежном, поскольку в этом случае «была бы стрельба на встречных курсах, а не сбоку, как зафиксировано»: «Моделирование на стенде завода-изготовителя показало, что при встрече ракеты и самолета на встречных курсах были бы совершенно другие повреждения».
Ракета, сбившая малайзийский Boeing, была запущена из района южнее населенного пункта Зарощенское на Украине, анализ не подтвердил версию о запуске ракеты из Снежного, заявил Малышевский: «На основе проведенных расчетов был определен наиболее вероятный район (запуска). Этим участком являлась местность южнее населенного пункта Зарощенское... Расчеты показывают, что пуск был совершен из района рядом с Зарощенским, с погрешностью в 1,5 километра, кто там находился, мы не комментируем».
Глава концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков добавил, что информация о том, что малазийский самолет был сбит из района Снежного, появилась в момент, когда никакие выводы вообще невозможно было сделать и является спекулятивной: «На тот момент ни один эксперт не побывал на месте крушения самолета».
Представители концерна принципиально отказались делать какие-либо выводы и заявления о том, кто именно мог произвести пуск ракеты: «Мы не отрицаем других версий, но если Boeing был сбит зенитным ракетным комплексом, то это только «Бук-М1» и только эта ракета. Какой стороне принадлежала ракета, мы для чистоты эксперимента отметить не можем», – отметил Новиков.
В руководстве «Алмаз-Антея» ограничились напоминанием: «9М38М1 сняли с производства еще в 1999 году. После 1999 года в России эта ракета не производилась. Ни концерн, ни его предприятия не могли поставить эту ракету кому бы то ни было. В то же время, мы располагаем неопровержимыми доказательствами о наличии такого типа ракет в Вооруженных силах Украины. В 2005 году концерн проводил предконтрактную проработку продления срока эксплуатации данных ракет на Украине. На тот момент их количество составляло 991 изделие».
Концерн готов за свой счет провести натурный эксперимент, доказывающий, что малайзийский самолет сбила ракета комплекса «Бук-М1». «Если это будет необходимо, мы готовы на проведение полномасштабного натурного эксперимента с участием независимых наблюдателей и экспертов, – подчеркнул он. – То есть мы осуществим подрыв ракеты 9М38М1 под указанными в презентации углами у списанного самолета такого же производителя». Характер разрушений станет неоспоримым доказательством правоты специалистов концерна.
В Киеве отвергли доказательства «Алмаз-Антея». В ответ на физические расчеты и технические характеристики представитель администрации Порошенко по вопросам АТО Андрей Лысенко заявил, что это «псевдонаучные доводы». А на слова представителей «АА» о том, что пуск ракеты производился из Зарощенского с погрешностью в полтора километра (в тот момент под контролем украинских сил), Лысенко заявил, что расчеты и физика «несущественны»: «Дело в том, что для такой системы как «Бук»... там дальность поражения этой ракеты не зависит от какого-то ближайшего или не ближайшего села, там радиус может быть десятки километров».
Официальный представитель Генштаба Украины Владислав Селезнев не стал опровергать технические данные «Алмаз-Антея», но поспешил заявить, что ЗРК принадлежала России. Это он увидел в интернете, так как «в Сети есть много видеозаписей, на которых видно, как этот комплекс движется по российским дорогам». «Было проведено экспертное расследование, которое четко прописало по движению именно этой ракетной установки «Бук-М1», которым был уничтожен малайзийский «Боинг» – объявил представитель киевского Генштаба.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 02.06.15
В Якутии разбился при взлете вертолет «ЮТэйр». / Островок стабильности: второй год официально запущенная дорога Ивдель – Ханты-Мансийск закрыта для автобусов. / Подорожание проезда в челябинских маршрутках проверит прокуратура. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый День»