Сделка по поглощению «Аэрофлотом» авиакомпании «Трансаэро» повлечет за собой рост цен на авиабилеты, считают многие эксперты. Накануне стало известно, что «Аэрофлот» приобретает 75% плюс одна акция «Трансаэро», оказавшейся в сложной финансовой ситуации. Предполагается, что сделка получит официальное продолжение после заседания совета директоров «Аэрофлота», которое состоится в четверг, 3 сентября, а сумма покупки может составить 1 рубль. По данным СМИ, передача «Трансаэро» «Аэрофлоту» будет происходить постепенно – в течение года.
Приобретение «Аэрофлотом» второго крупнейшего российского перевозчика может привести к занятию «Аэрофлотом» монопольного положения на рынке. Доля группы «Аэрофлот» в общем объеме перевозки российских авиакомпаний составляет примерно 42-47%, отмечает «Вестник АТОР». Доля самого «Аэрофлота», по данным Росавиации, составляет 27,9%, а доля «Трансаэро» 14,4% (по итогам периода январь-июль 2015 года).
По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, появление на рынке объединенной авиакомпании, на долю которой придется более 40% всех пассажирских авиаперевозок в стране, негативно отразится на стоимости авиабилетов. В результате крупнейшего в РФ авиапоглощения конкуренция на рынке существенно снизится, полагает он.
«Позитивно это не скажется, к сожалению, это может сказаться только негативно, в сторону увеличения тарифов, увеличения цен на билеты, – заявил Янков в интервью радиостанции «Говорит Москва». – Монополия еще никогда не вела к снижению цен».
Эксперт также отметил, что авиагруппа будет серьезно доминировать на российском рынке. По его словам, «возникает суперперевозчик, который будет иметь больше половины рынка международных авиаперевозок и перевозок из Москвы в другие города», передает слова Янкова «Газета.Ru». «Я бы на месте антимонопольных органов очень осторожно подходил к согласованию такой сделки», – подчеркнул эксперт.
Независимый авиационный аналитик, сотрудник ВШЭ Андрей Крамаренко не исключает, что цена авиабилетов на некоторых направлениях вырастет. По его прогнозу, на внутренних маршрутам стоимость останется практически без изменений, но на международных рейсах, особенно на тех, которые выполняли только «Аэрофлот» и «Трансаэро», можно ожидать повышения тарифов. «Для чиновников тарифы в Бангкок или Пхукет с точки зрения возможного общественного резонанса малоинтересны, самое главное, чтобы дальневосточные тарифы были приемлемы», – отметил эксперт.
Вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев отметил, что сделка может повлиять на ценовую политику, но заметил, что цены, в любом случае, будут регулироваться рынком.
«В теории это возможно (подорожание авиабилетов – прим. NDNews.ru). Но в сегодняшней ситуации, наверное, эта проблема далеко не самая актуальная. Если мы говорим про выездной туризм, мы видим, насколько уменьшились пассажиропотоки. Спрос определяет предложение. Какая покупательская способность наших пассажиров, такой будет и цена», – прокомментировал вице-президент Российского союза туриндустрии радио «Говорит Москва».
Между тем некоторые наблюдатели считают, что покупка «Трансаэро» «Аэрофлотом» может негативно повлиять на чартерные перевозки. Они ожидают повышения стоимости билетов. Известно, что на рейсах «Трансаэро» многие крупные операторы строили свои зимние программы – как по дальнемагистральным, так и по европейским направлениям. В свою очередь, удорожание чартерных программ приведет к сокращению и без того урезанной за последние полтора года программы заграничных полетов и подорожанию зарубежных туров (по оценкам участников рынка, доля авиаперевозок в стоимости тура колеблется от 30% на близкие направления до 80% на дальнемагистральных маршрутах).
В то же время источники «Вестника АТОР» полагают, что, как минимум, в осенне-зимнем сезоне никаких глобальных изменений не предвидится. Один из собеседников издания выразил уверенность, что «Аэрофлот» не будет предпринимать действий, которые отпугнут крупный турбизнес: «В «Аэрофлоте» тоже понимают, что туристический рынок – это часть бизнеса. Да, возможно, не самая доходная сейчас. Но это все равно – объемы, это поднятые и обкатанные маршруты. Так что задача авиакомпании и туроператоров – договориться, чтобы сделать этот бизнес еще более рентабельным».
Стоит отметить, что в первой половине прошлого года, до банкротства туроператоров «Идеал-Тур» и «Лабиринт», чартерными перевозками занималась одна из «дочек» «Аэрофлота» – «Оренбургские авиалинии». После волны крупных банкротств среди туроператоров прошлым летом «Оренбургские авиалинии» переключились на регулярную перевозку. Выручка от чартерных пассажирских перевозок у группы «Аэрофлот» сократилась в несколько раз по итогам первого полугодия 2015 года: 2,1 млрд против 7,154 млрд рублей (по данным финансовых отчетов по МСФО).
Тем временем в Минэкономразвития заявили, что не видят угрозу монополии на рынке после покупки «Аэрофлотом» «Трансаэро». Источник в МЭР отметил, что этого не произойдет, поскольку на всех маршрутах сегодня работают более трех перевозчиков. Он отметил, что сделка стабилизирует позиции России на международном рынке авиаперевозок и устранит риски потери своей доли. Кроме того, объединение с «Аэрофлотом» позволит решить проблему долга «Трансаэро» и выполнить все взятые на себя обязательства перед пассажирами.
По данным МСФО-отчетности за 2014 год, общие долговые обязательства «Трансаэро» составляли около 160 млрд рублей, из которых на краткосрочные пришлось 81,2 млрд рублей. Кредиторская задолженность авиакомпании оценивалась в 36,2 млрд рублей. По данным РСБУ, за первое полугодие 2015 года чистый убыток «Трансаэро» составил 8,5 млрд рублей.
Москва, Наталья Петрова
Москва. Другие новости 01.09.15
«Аэрофлот» съел «Трансаэро». Информация о крупном авиапоглощении получила официальное подтверждение. / СМИ: «Аэрофлот» покупает «Трансаэро». / Паромы на Керченской переправе перешли на новый график. Читать дальше
© 2015, РИА «Новый День»