Евразийская комиссия может отменить льготные пошлины для машин, собираемых в СНГ
Евразийская экономическая комиссия рассматривает возможность отмены исключительных экспортных льгот для иностранных автомашин, собираемых в России, Казахстане, Белоруссии и Армении. Беспошлинно экспортироваться в страны ЕАЭС смогут лишь авто с уровнем локализации про сборке от 50% и выше.
Евразийская комиссия может лишить права беспошлинного экспорта по территории Евразийского союза автозаводы, работающие в свободных экономических зонах (СЭЗ). Продукция этих предприятий будет поставляться на тех же условиях, что и для производителей, работающих по соглашениям о промсборке. То есть, для свободного экспорта уровень локализации производства должен составлять не менее 30%, а с 2018 года – не меньше 50%. Для машин, не соответствующих условиям локализации, проект документа, разработанный ЕЭК, предусматривает экспортные квоты, размер которых будут определять государства, пишет «Коммерсант».
С предложением уравнять условия для автопроизводителей выступили Казахстан и Россия. Армения и Киргизия одобрили идею, но Белоруссия ее не поддержала.
Белорусско-китайское СП «БелДжи» собирает Geely с 2013 года, до 2014-го включительно выпущено 10 тысяч машин, из которых 7 тысяч пошли на экспорт. В этом году из Белоруссии поставлено в Россию около 2000 Geely. У «БелДжи» нет необходимой локализации, но страны договорились о квоте – не более 10 тысяч машин Geely в год на рынок России. Поставки невелики, но на фоне падающего спроса и такие объемы могут быть чувствительны для местных производителей. Кроме того, в мае в СЭЗ начато строительство нового завода для Geely мощностью 60 тысяч машин в год, который введут к 2017 году (китайцы собираются довести локализацию до 30%, а к июлю 2018 года – до 50%). За январь-октябрь продажи Geely в РФ упали на 35%, до 9,5 тысяч машин, но Geely остается вторым брендом по объему продаж в России.
В Белоруссии с 2014 года «Юнисон» собирает Peugeot и Citroen. Кроме того, в июле General Motors подписала соглашение с «Юнисоном» об SKD-сборке Cadillac Escalade и Chevrolet Tahoe для рынка РФ. Если решение ЕАЭС вступит в силу, то концерны могут пересмотреть планы по развитию в Белоруссии, поскольку им придется наращивать уровень локализации.
Казахская, белорусская и российская сборка в СЭЗ не включает требований по локализации и предусматривает бессрочный период крупноузловой сборки (SKD).
В России отдельными льготами по беспошлинному экспорту внутри ЕАЭС обладает калининградский «Автотор» (выпускает Kia, Hyundai, BMW), но он потеряет их в апреле 2016 года из-за низкого уровня локализации (18-25%). В Казахстане производители попадают под требования свободного экспорта (на «Азия Авто» собирают Chevrolet, Kia, Lada и Skoda, на «Агромашхолдинге» – SsangYong и Peugeot).
Решение по отмене льгот будет рассмотрено 2 декабря вице-премьерами стран ЕАЭС. Если вопрос будет согласован, его вынесут на заседание высшего совета ЕАЭС, которое состоится в конце декабря.
Москва, Алексей Усов
© 2015, РИА «Новый День»