AMP18+

Не могу молчать!

/

«Домодедово»: тайны кремлевского двора Владелец аэропорта Дмитрий Каменщик повторяет путь Ходорковского

Владелец аэропорта «Домодедово» Дмитрий Каменщик повторяет путь Ходорковского, но пока ему все сходит с рук: и блэкаут в декабре 2010 года, когда пассажиры на несколько суток застряли в аэровокзале, и теракт, во время которого погибли десятки людей, и крупный конфликт с «Мастер-банком». Подоплеку всех скандальных событий вокруг «Домодедова» раскрыла в своем материале главный редактор Stringer.ru Елена Токарева, известная своей осведомленностью о деятельности олигархических группировок и кремлевского руководства.

Как отмечает Токарева, принято считать, что самый главный российский заключенный Михаил Ходорковский оказался в тюрьме за его слишком упорное желание финансировать оппозицию. Правда, некоторые считают, что бывший лучший, но опальный олигарх давал деньги коммунистам, яблочникам и СПС исключительно по указке Кремля, а сел совсем за другое. Что касается Дмитрия Каменщика, то его контакты с записными оппозиционерами Кремлем точно не согласованы. Зато о них уже неплохо известно – всем, кто этими вопросами интересуется.

Последний скандал вокруг «Домодедово» и Каменщика связан как раз с политикой, в частности депутатским запросом по поводу финансовых связей между кремлевским внутриполитическим боссом Владиславом Сурковым и «Мастер-банком». В запросе депутата-коммуниста Владимира Уласа утверждалось, что через «Мастер-банк» финансируются некоторые сурковские структуры, включая движение «Наши», Центр политической конъюнктуры России (ЦПРК) и фонд «Стратегия-2020», занимающийся идеологией «Единой России». На общую сумму порядка $90 млн в год. Известно, что запрос был отправлен 31 мая, но уже 15 июня странным образом письмо было отозвано. Кто и что дал понять за это время коммунисту, пока неизвестно. Но понятно другое: есть сюжеты, которые даже самым коммунистическим коммунистам трогать не положено. Например, сюжет про взаимоотношения Владислава Суркова и «Мастер-банка». Очевидно и то, что эта ситуация свидетельствует о том, что действительно что-то там есть, но время говорить об этом пока не пришло: на носу выборы, а Сурков имеет на предвыборный список КПРФ – как и некоторых других партий – определенное влияние.

Как отмечает Елена Токарева, эта история с запросом, судя по всему, стала продолжением скандала банка и аэропорта «Домодедово». Несколько лет подряд «Мастер-банк» обслуживал аэропорт – видимо, не только в силу авторитета в финансовой среде, но по политическим причинам. В январе 2009 года руководители «Домодедово» попросили банк об услуге – выдать гарантию на 1 млрд рублей за некоего подрядчика (видимо, фиктивного) «Сивас», занимавшегося в аэропорту строительными работами. Однако работы не были ни оплачены, ни выполнены, а «Домодедово» потребовало с банка всю гарантийную сумму.

Дальше из-за миллиарда рублей началась классическая корпоративная война. «Домодедово» выиграло арбитражные суды, признавшие, что банк должен платить, банк в ответ добился против руководства аэропорта уголовного дела по факту покушения на хищение его средств и т.п. Этот конфликт, судя по всему, продолжается до сих пор. Депутатский запрос, отправленный и отозванный, – очередной шаг одной из сторон конфликта, пишет Токарева.

Впрочем, даже без этого конфликта у «Домодедово» в последнее время много проблем, отмечает автор материала. В декабре 2010 года в аэропорту случился блэкаут – отключилось электричество. Тогда выяснилось, что «Домодедово» не смогло организовать и своевременно привести в действие резервные энергомощности. Несколько тысяч пассажиров дневали и ночевали в аэропорту, надеясь хоть когда-нибудь улететь. А в этом время Дмитрий Каменщик, который, вместе с партнером Валерием Коганом, считается контролирующим акционером аэропорта, отдыхал в Швейцарии. Вернулся в Москву он только в самом конце декабря, когда не возвращаться было уже невозможно – скандал из-за блэкаута и его последствий приняли гигантские масштабы. Многие СМИ тогда ехидно отметили, что прилетел Каменщик на своем частном самолете, который приземлился не в родном «Домодедово», а в VIP-терминале «Внуково-3».

24 января 2010 года в аэропорту прогремел взрыв – 35 трупов, 130 раненых. Президент Дмитрий Медведев тут же обвинил аэропорт в несоблюдении правил безопасности.

«Потом по поручению Медведева аэропорт проверяла прокуратура и неожиданно выяснила, что у «Домодедово» – какой-то мутный состав оффшорных акционеров. Ну, то что там в оконцовке, на самом деле, Каменщик с Коганом, все, кому надо, знают. Но формально-то этого не докажешь. Вот Генпрокуратура и разволновалась – прекрасно понимая, что именно такого тревожного волнения ждал от нее президент», – напоминает Токарева.

Параллельно правительство Владимира Путина по инициативе министерства транспорта в очередной раз забодало проект по строительству в «Домодедово» третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП), решив выделить госфинансирование на эти нужды конкурирующему «Шереметьеву». «Домодедово» оказалось в плотном кольце врагов.

«По-видимому, Каменщик и Коган, которые в предыдущие 10 лет успешно отбивали самые разные атаки на себя – от бандитских до эфэсбэшных – крепко зачесали репу: откуда такие напасти? Почему все сплотились против «Домодедово»? Кто так накрутил Дмитрия Медведева, еще недавно совершенно далекого от авиации? И, наверное, узнав о связях враждебного им «Мастер-банка» с Сурковым, решили: без чиновника такого уровня дело не обошлось. Вот так и появился весь скандал с депутатом Уласом», – пишет Токарева.

При этом главред Stringer.ru отмечает: «Даже если Сурков действительно в чем-то помогал и помогает «Мастер-банку», главная проблема «Домодедово» вовсе не в этом. И даже не в бизнес тандеме Игорь ЮсуфовСулейман Керимов, который вроде бы хочет купить половину «Домодедово» у его нынешних владельцев, а взамен обещает пролоббировать третью взлетно-посадочную полосу, что якобы увеличит стоимость аэропорта почти в 2 раза (до $8 млрд с нынешних $4,5 млрд). Проблема – в специфическом подходе владельцев «Домодедово» к российской политической и деловой жизни. А проще говоря – в отмороженности, в демонстративном нежелании признавать сложившиеся правила игры. Торжественное возвращение Каменщика во время блэкаута на своем самолете во «Внуково-3» – из этой оперы».

«Абсолютно отмороженно Каменщик и его партнеры вели себя всю сознательную жизнь, – продолжает Токарева. – И когда только начинали аэропортовый бизнес. Тогда «Домодедово» считалось одним из признанных каналов контрабанды китайского ширпотреба. На эту тему у Каменщика случился конфликт с православной предпринимательницей, главой известного в то время Фонда согласия и примирения Гюльназ Сотниковой, о которой ходили разные слухи как чуть ли не любимой женщине Патриарха Алексия II. Сотникова, по преданию, подключила ФСБ. И не кого-нибудь, а всесильного в то время генерала Юрия Заостровцева, директора лубянского Департамента экономической безопасности. Но Каменщику удалось разными правдами и неправдами отбиться. Потом с владельцами «Домодедово» долгие годы судилось Росимущество, пытаясь доказать, что аэропортовый комплекс приватизирован незаконно и за бесценок. Но в 2008 году Высший арбитражный суд окончательно вынес решение в пользу Каменщика и против государства. Говорят, сильно помог в этом деле Валерий Коган, представляющийся старым знакомым Владимира Путина. С тех пор он, вроде, как и стал равноправным партнером Каменщика в аэропорту».

При этом какой-либо устойчивой «крыши», то есть системы аппаратных коммуникаций, у «Домодедово», как теперь понятно, не было и нет, – отмечает Токарева. По ее словам, Каменщик решал все вопросы краткосрочными вливаниями в тех или иных чиновников по ходу дела и по мере необходимости. Только об одном высокопоставленном лице источники говорят как о «постоянном» члене «команды Каменщика». Это Виктор Мельников, 67-летний зампред Центрального банка России, куратор валютных рынков и операций.

Согласно одной из версий, Мельников много лет подряд помогал владельцам «Домодедово» наладить поставки через аэропорт крупных партий наличной валюты. А в прошлом году якобы пообещал партнерам добиться отзыва лицензии у ненавистного «Мастер-банка». Но жизнь распорядилась иначе: «Мастер-банк» остался при своих, зато сам Виктор Мельников в ноябре 2010 года по инициативе администрации президента РФ был выведен из Совета директоров ЦБ, что опять заставило многих порассуждать о связях банка с Сурковым.

Вместе с тем, в своем материале Токарева обращает внимание на массированное информационное сопровождение скандалов вокруг аэропорта «Домодедово» и Дмитрия Каменщика, который во всех конфликтах выглядит в позитивном ключе.

Главред Stringer.ru отмечает, что очень странной любовью любит Каменщика и «Домодедово» пассионарная антикремлевская журналистка Юлия Латынина. «Вот уже несколько лет она, по сути, выполняет функцию теневого пресс-секретаря аэропорта. Чуть что случается в «Домодедово» или вокруг него – Латынина в «Новой газете» и на «Эхе Москвы» разражается длинными текстами про то, что Каменщик – идеальный эффективный менеджер XXII века, а его противники – козлы и лохи. От Латыниной мы за эти годы узнали, что «Домодедово» – единственный перспективный аэропорт столичного региона, а «Шереметьево» и «Внуково» – трэш и отстой. (Правда, до «Домодедово» по забитой Каширке фиг доедешь, но теневые пресс-секретари такими вопросами задаваться не обязаны). Что «домодедовцы» возводят новые помещения пассажирского терминала всего по $2 200 за 1 кв.м., а аэрофлотовский терминал D в «Шереметьево» обошелся в $7 000 за квадратный метр. И до сих пор не приносит выручки, достаточной, чтобы обслуживать кредиты ВЭБа и ВТБ», – пишет главный редактор Stringer.ru.

Как говорится в публикации, совершенно естественно, что после блэкаута декабря 2010-го и взрыва в январе 2011 года Юлия Латынина сказала и написала везде, где только можно, что аэропорт и Каменщик ни в чем не виноваты. В первом случае ответственность была возложена на Московскую объединенную электросетевую компанию – МОЭСК, во втором – на спецслужбы, не сумевшие предотвратить теракт и потому пытающиеся подставить «Домодедово». При этом журналистка не поскупилась на резкие эпитеты в адрес президента России, прокомментировав его позицию в отношении «Домодедово» и теракта буквально так: «… он (Медведев) тяжело психически болен. И, судя по всему, неизлечимо».

«Всякий раз, когда министр транспорта Игорь Левитин говорит про «Домодедово» что-то не то – например, выступает против выделения частному аэропорту 20 млрд руб на строительство третьей ВПП – Латынина тут же объявляет, что такого министра давно пора отправлять в отставку, иначе модернизация России становится совершенно невозможной», – отмечает Токарева.

Вместе с тем Токарева добавляет, что неожиданно другом и сторонником аэропорта «Домодедово» стал и другой известнейший оппозиционный автор-исполнитель Станислав Белковский. После теракта 24 января он провел целую PR-кампанию на тему «Аэропорт ни в чем не виноват, а глупый Медведев не сечет фишку».

Токарева напоминает, что Белковский в программном интервью на тему теракта 24 января заявлял, что это продолжение корпоративного конфликта.

«Что же касается самого теракта, то я с каждым днем все более укрепляюсь в подозрении, что здесь речь вообще не идет ни о классическом терроризме, ни о религиозном экстремизме, – приводит Токарева слова Белковского. – Речь идет о корпоративном конфликте вокруг аэропорта «Домодедово», который в последнее время сильно обострился. Известно, что «Домодедово» поучаствовал в нескольких серьезных конфликтах, например, в конфликте с «Мастер-банком», который долго обслуживал аэропорт, а в прошлом году они разошлись скандалом. Также это конфликт с конкурентами в московском авиаузле, потому что из-за противостояния аэропорта «Шереметьево» и его крупнейшего клиента – «Аэрофлота», который длится не один год, «Аэрофлот» в последние месяцы задумывался о переходе в «Домодедово». Важным эпизодом в этой истории стал новогодний коллапс в «Домодедово». Я думаю, что все эти события могли привести к взрыву, целью которого стала бы дискредитация «Домодедово». Я думаю, что цель достигнута. Во всяком случае, реакция президента Медведева на события отражает именно точку зрения ряда очень влиятельных помощников Медведева, которые, видимо, посоветовали ему обвинить во всем владельцев и менеджмент «Домодедово», хотя, по существу, если разбираться именно в этой ситуации, они не виноваты. Мы все прекрасно понимаем, что в аэропорт в любой стране мира, даже в аэропорт в Тель-Авиве может зайти любой человек, в том числе, и человек с бомбой. Предотвратить появление человека с бомбой в зале прилета – задача спецслужб, а не аэропорта, поэтому претензии Медведева были необоснованны, хотя понятно, чем они были продиктованы».

Вместе с тем, Токарева отмечает, что если посмотреть на график обострений гражданского протеста в Химкинском лесу, то вспышки случались почему-то именно тогда, когда власти возвращались к рассмотрению вопроса о том, где строить новую ВПП – в «Шереметьево» или «Домодедово». Понятно, что срыв строительства новой трассы Москва – Санкт-Петербург в любом случае стал бы ударом по «Шереметьево». Примечательно, как добавляет Токарева, в начале 2011 года главный протестант против строительства в Химкинском лесу Евгения Чирикова объявила и начале бессрочной кампании за отставку Игоря Левитина, министра транспорта, которого владельцы «Домодедово» считают своим важнейшим аппаратным противником.

«Я могу согласиться, что Ходорковский вызвал огонь на себя своей склонностью к преувеличению своих возможностей, а иногда – откровенному беспределу. Правильно сказал про Ходорковского крупнейший специалист по олигархическим играм и правилам Альфред Кох: «внутри – бизнес-сообщество, у которого к Ходорковскому очень и очень нехорошее отношение как к бизнесмену. Почти никто не считает его человеком, достойным поддержки. Ходорковский всё время бравировал двумя тезисами. Первый: «Если бы у нас было государство, я бы давно уже сидел в тюрьме». И второй: «Моё – это моё, а твоё – давай разговаривать». Похоже, что-то подобное произошло и с Дмитрием Каменщиком. Долгий опыт безнаказанных успехов развратил его. И порвал связь с реальностью», – пишет главный редактор Stringer.ru.

«Как пассажирка, часто летающая из «Домодедово», я могу только надеяться, что Каменщик в последний момент не совершит роковой ошибки. Что он договорится с Игорем ЮсуфовымСулейманом Керимовым и урежет финансирование несистемной оппозиции. И тогда взрывов в «Домодедове» больше не будет. В конце концов, Сулейман проследит», – заключает Елена Токарева.

Москва, Екатерина Попова

© 2011, Клуб любителей NR2.Ru

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Красноярск, Крым, Москва, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Севастополь, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Авторская колонка, Конфликт на Украине, Недвижимость, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Экономика, Интересные темы, Не могу молчать!,