«Этот день начинался как обычно, и ничего утром не предвещало нависшей катастрофы, которой уже днем дали наименование «каскадное отключение электроэнергии». Даже утренние новости посмотрели: ничего про увиденный мной накануне вечером горящий над Капотней факел не говорили. В Капотне всегда горит газовый факел, но во вторник вечером, уже после аварии на подстанции, там горел не газ, а нефть, пламя факела было огромным, и жирный черный дым зловеще тянулся к моему району.
Далее выяснилось, что нет Интернета. Накануне была гроза, но все было в порядке. Муж позвонил провайдеру – там сказали что-то невнятное, назвали номер нашей заявки на ремонт и заверили, что работы ведутся. Затем из-за отключения света стал «вопить» компьютер.
Позвонили диспетчеру ЖЭКа: там мычали и вовсе невнятное, что душа моего мужа, бывшего энергетика, перенести не смогла. Про глобальную аварию опять-таки не слова!
Отсутствие электричества напрягало, особенно в условиях жизни в столице. Лифт не работает, а идти далековато. Да и кушать захочется! Достоинства дивной электроплиты сразу померкли. В отсутствии электричества дома не работал… – легче сказать, что работало: была вода! По старой привычке, сформированной жизнью в постперестроечный период в провинции, я сразу озаботилась созданием ее запасов. Муж не понял, зачем надо набирать в ванну холодную воду, если есть пятилитровая канистра с питьевой водой, но после моих эмоциональных объяснений согласился. Холодильник был полон, но и он издавал жалобные звуки, поскольку температура в морозилке повысилась на 5 градусов. Стали звонить родным – что там у них? Дети были целы, но у них все отключилось, лифты стояли… Затем и мобильная связь прервалась… Тетушку, живущую на севере Москвы, мой звонок на мобильный застиг на рынке: она ничего не знала об энергоаварии. Едва я успела ввести ее в курс дела, как телефон отключился.
Когда появилось электричество, стало и вовсе тревожно: на всех телеканалах была рябь – и тишина! Кое-как нашли работающую радиостанцию и узнали о случившемся. Муж сразу же оценил мою расторопность. И пользуясь наличием электричества, я – опять-таки по той же провинциальной привычке кинулась варить яйца, картошку. Будет чем питаться, ежели что…
Хлеба дома не было, и муж отправился «на добычу». На улице около магазина он обнаружил загорающих на солнышке продавщиц и взмыленный народ, который бегал от точки к точке, в поисках торгующей организации, поскольку всем есть хочется, а избалованные москвичи запасов делать не привыкли. И еще впечатление произвел озлобленный мужчина, который опоздал на самолет: метро и электричка с Павелецкого в Домодедово не ходили, а таксисты сразу заломили цену в 5 тысяч (!) рублей. Но это ничто по сравнению с теми, кто застрял в лифтах или был блокирован в метро – и это при температуре за 30, без вентиляции...— поскольку умная автоматика, почуяв неладное, просто сама все выключала, превентивно, так сказать. И кольцевая энергосистема столицы просто-напросто посыпалась! Так что московский люд, который, надо сказать, никогда такого на себе не ощущал, сейчас – по извечной российской привычке искать виноватого – на все корки костерит Чубайса!
Вечер этого дня принес новые известия. Не успели мы с мужем отправиться «на разведку», как в дверях подъезда буквально нам на руки свалилась его младшая дочь. Глаза запавшие, взгляд загнанный, вид изможденный… Оказывается, она пыталась добраться из вуза до дома как обычно – на метро. В подземке она просидела часа два в полумраке станции под нудный голос милиционера, который перечислял закрытые станции и линии метро. Потом все-таки ей удалось добраться до кольцевой, откуда, как говорили, уже пустили автобусы. Она намеревалась преодолеть путь до дома «на перекладных», от одной станции метро до другой автобусом. Но и с этим транспортом не все так просто, поскольку не работали светофоры, машины ехали кто как мог, в меру наглости водителей, а народ пешком шел быстрее любого транспорта. Не облегчали положение и застигнутые аварией в пути троллейбусы и трамваи. Промучившись в толпе и духоте, девушка поняла, что до дому ей как до Парижа, и решилась на обратный путь до метро – уже пешком – с тем, чтобы искать спасения у нас. Весь путь до нас из соседнего района занял всего ничего – каких-то пять часов!
Когда мы уже в десятом часу вечера повезли «пострадавшую» домой, то автобусы, идущие в спальные районы на юге Москвы, все еще были загружены под завязку, а метро пустили у нас на глазах. Некоторые районы (такие, как Южное Бутово, Капотня и другие в южной части города) впали с наступлением ночи в кромешную тьму. Жители высоток, сидя в темноте и духоте, развлекались тем, что смотрели в окна. Кстати, удивляет, что в темных окнах домов нигде не тлелся огонек свечи – разбаловались москвичи! А у меня свечи – как положено, наготове…
В некоторых районах стали включать электричество частично: в одном доме есть, а напротив – по-прежнему темно. Зрелище фантастическое: несемся по оставшейся без освещения кольцевой дороге, и мимо из темноты выплывают темные на фоне остывающего неба громады спальных районов и едва освещенные подслеповатыми фонарями промзоны!
Только тут мы полностью осознали, как крупно нам повезло – в нашем районе (речь идет о Жулебино. – НР) электричества не было около часа, а потом все вошло в свою колею. На фоне только что увиденных мрачных пейзажей наш район гляделся урбанистическим раем, радуя глаз освещением и сияющими вывесками.
Уверена, что к ночи все так или иначе добрались домой – хотя бы на одном адреналине! Но вот каким образом еще аукнется это «каскадное отключение» завтра? Для тех горожан, которых выводили при аварийном освещении из метро, вызволяли из лифтов, для тех, кто на жаре остался без воды…
Но и это еще не конец! Подъехав к гаражу, мы были потрясены контрастом, словно вырвавшимся из времен «совка»: одна сторона улицы была освещена, а другая мрачно выступала из ночной тьмы. Это была граница Москвы и Московской области… Как оказалось, после аварии на подстанции в Капотне, остались без электроэнергии города Московской и расположенных рядом Тульской и Калужской областей. Если спасать столицу кинулись – как грудью на амбразуру, то остальные, видимо, обойдутся как всегда, по пресловутому остаточному принципу… Так что и нам пришлось вооружиться фонариком, чтобы преодолеть темную часть пути.
Видно, недаром народ поминал лихим словом Чубайса: вернувшись домой, мы узнали, что против него возбуждено уголовное дело сразу по двум статьям – за халатность и злоупотребление полномочиями. Но может быть, завтра найдут другого виновного?»
Центр России. Другие новости 26.05.05
Януковича снова вызывают на допрос. / Яд «Черной вдовы» может заменить «Виагру». / В Мещанском суде продолжается чтение приговора. Читать дальше
© 2005, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».