российское информационное агентство 18+

Вывозим же!

Подпишись на каналы
NewDayNews.ru

Среда, 25 декабря 2024, 19:28 мск

Новости, Кратко, Популярное

Архив
В России поминают подводников с затонувшего «Курска»

Сегодня россияне вспоминают погибших моряков атомной подводной лодки «Курск». Пять лет назад атомоход потерпел аварию и затонул в Баренцевом море. Трагедия унесла жизни 118 подводников. По выводам правительственной комиссии, причиной гибели экипажа стал взрыв торпеды в носовом отсеке субмарины.

Памятные мероприятия пройдут сегодня на всех флотах, а также военных округах. На кораблях и в частях будут приспущены государственные и Андреевские флаги.

В гарнизоне Видяево, откуда ушла в свой последний поход субмарина, состоится торжественное построение личного состава. Подводники возложат венки и цветы к мемориалу погибшим морякам. Затем в храме Святого Hиколая Чудотворца будет отслужен поминальный молебен. В 11:32 мск по всему Северному флоту будет объявлена минута молчания в память об экипаже «Курска».

Торжественное открытие памятника погибшим подводникам состоится в Курске. Поминать подводников будут в Махачкале, Севастополе и других городах России, Украины и Белоруссии.

В Москве в траурном митинге, который состоится на площади перед Центральным музеем Вооруженных сил у памятника погибшему экипажу «Курска», примут участие представители командования флота, ветераны, родные и близкие погибших моряков.

Затем в храме Воскресения Господня за Серпуховскими воротами состоится панихида в память о погибших подводниках АПЛ «Курск».

В канун скорбной даты военные эксперты признают, что без спасательных средств и соответствующих кадров в ВМФ России трагедия «Курска» может повториться. По их мнению, спустя пять лет после гибели атомной субмарины так и не удалось до конца решить проблему оснащения флота необходимыми аварийно-спасательными средствами и обеспечить подготовку соответствующих кадров.

Бывший командир 40-го HИИ аварийно-спасательных работ и водолазного и глубоководного дела Минобороны России вице-адмирал Юрий Сухачев заявил, что это подтвердила ситуация с батискафом Ас-28, потерпевшим на минувшей неделе бедствие на Камчатке. «Последние события на Камчатке показали, что мы не до конца осознали эту трагедию», – сказал Юрий Сухачев. Он пояснил, что «речь в первую очередь идет о практически полном отсутствии результата по восстановлению утраченных былых достижений аварийно-спасательной службы».

Слова военного эксперта подтверждает доклад профессионального спасателя, свидетельствующий о катастрофическом положении отечественной спасательной службы на море. Выдержки из документа в четверг опубликовала «Новая газета». Доклад был подготовлен сразу после гибели «Курска» и был положен на стол главкома ВМФ РФ Куроедова.

1. Конструктивные недостатки средств обозначения и поиска затонувшей подводной лодки:

– аварийно-спасательные буи (АСБ) морально устарели, обладают ограниченным радиусом действия и крайне низкой надежностью, устройства связи на них не соответствуют мировым тенденциям в области обнаружения кораблей, терпящих бедствие, нет возможности спутникового обнаружения, выдачи координат аварийного объекта. …Механизмы крепления АСБ на подлодке неудобны в эксплуатации, неоднократно лодки теряли АСБ в море. Неудовлетворительны и конструктивные характеристики АСБ… Конструкторские бюро, видимо, понимая истинные возможности имеющихся АСБ, вместо их модернизации пошли по «легкому» пути: вместо двух АСБ (как, например, на лодках второго поколения) на ПЛ третьего поколения установлен уже один буй. А на подлодках проекта 949А аварийно-спасательный буй вообще не предусмотрен;

– приборы аварийной гидроакустической сигнализации МГС-29 (МГС-30) не отвечают современным требованиям: время излучения акустического сигнала (30 секунд) недостаточно для обнаружения корабля, терпящего бедствие. Так, в 2000 году судно «Рудницкий» было фактически в четырех километрах от места гибели «Курска», но запеленговать лодку не смогло, хотя в технических характеристиках МГС-30 (которая была на «Курске») указано, что дальность обнаружения составляет 5 километров. И только находясь на расстоянии 2201 метра от «Курска», судно «Рудницкий» смогло поймать сигнал МГС-30;

– в настоящее время отсутствуют технические средства, специально разработанные для поиска затонувших подлодок. При поиске затонувших объектов применяются минно-тральные силы, гидрографические суда, самолеты и вертолеты флота, надводные корабли. Но у последних гидроакустические комплексы не имеют технической возможности произвести запуск аварийного гидроакустического сигнализатора аварийной лодки в режиме «Дежурный». А гидроакустические системы, имеющиеся на минно-тральных силах флота и спасательных судах, не могут обнаружить подлодку, так как неэффективны против противошумного резинового (легкого) корпуса подлодки. Гидролокаторы, имеющиеся на вооружении гидрографических судов, имеют слабую разрешающую способность и действуют только на глубине 100 метров;

– радиотехническое вооружение устарело морально и физически и не обеспечивает допоиск и наведение на затонувший объект. За период работ по обследованию «Курска» с использованием ГАС МГА-19 только один раз удалось получить кратковременный устойчивый контакт с затонувшей подлодкой.

2. Конструктивные недостатки аварийно-спасательных устройств на подводных лодках:

– всплывающая камера (ВСК) сложна в обслуживании, не обеспечивает надежного отделения от аварийной лодки, не оборудована эффективными средствами связи обозначения, не обеспечена плавучесть ВСК во время шторма, нельзя использовать ВСК при повышенном давлении в отсеке затонувшей ПЛ, нет мест для хранения спасательных гидрокостюмов и т.д.;

– расположение комингс-площадок на подлодках не учитывает особенности использования подводных аппаратов при спасении экипажа из затонувшей подлодки. Комингс-площадка на ПЛ проекта 949А расположена недопустимо близко от кормовых стабилизаторов (3 метра), а на ПЛ проекта 877 носовая комингс-площадка слишком близко от рубки;

– на «Курске» (и других лодках этого проекта) имеется только один аварийно-спасательный люк (в 9-м отсеке). В 4-м отсеке выходной люк не оборудован комингс-площадкой, а также устройствами для самостоятельного выхода экипажа из затонувшей подлодки;

– в процессе анализа, почему колокол не смог пристыковаться к комингс-площадке «Курска», были выявлены серьезные конструктивные недостатки. Такая конструкция аварийно-спасательного люка делает практически невозможным спасение подводников;

– в «эпроновских» выгородках ПЛ проекта 949А отсутствует арматура для вентиляции отсеков аварийных подлодок, что существенно ограничивает возможности спасателей по поддержанию жизнедеятельности экипажа затонувшей лодки;

– спасательное снаряжение подводника морально устарело. Единого понимания, каким должно быть снаряжение в современных условиях, у отечественных конструкторов и моряков, к сожалению, нет. Поэтому единственное, что есть у подводников, – гидрокостюмы АRО-40 и аппараты ИДА-59, предназначенные только для спасения, а не для борьбы за живучесть. Но и они годны только для абсолютно здоровых людей, для раненых и травмированных подводников средств спасения не предусмотрено.

3. Конструктивные недостатки подводных спасательных аппаратов (например, таких, как АС-28):

– технические средства навигации морально и технически устарели и не позволяют подводным спасательным аппаратам эффективно выполнять поисковые и подводно-технические работы. Более того, не обеспечивают навигационной безопасности для самих подводных аппаратов (ПА);

– собственное навигационное оборудование ПА также не обеспечивает безопасности работы и надежного наведения на затонувшие объекты. Все это (а также отсутствие автоматических систем – автопрокладчиков, автоматизированного определения места и т.п.) существенно уменьшает и без того ограниченные возможности ПА по выполнению подводно-технических работ. В ходе спасательных работ на «Курске» ПА АС-34 (аналогичный АС-28) и АС-36 затрачивали до двух и более часов для допоиска и визуального обнаружения «Курска».

4. Конструктивные недостатки сил и средств ПСО (поисково-спасательного обеспечения) по поддержанию жизнедеятельности и спасению экипажа из затонувшей подлодки:

– судна-носители подводных спасательных и рабочих аппаратов оборудованы технически устаревшим погрузо-выгрузочным комплексом, поэтому выгрузка подводных аппаратов без повреждений (ударов о борт самого судна) практически невозможна; также суда-носители не обеспечены системой динамического позиционирования, поэтому не справляются с сильным ветром и не обеспечивают безопасность выгрузки подводных аппаратов; система навигационного координирования плавания подводного аппарата на судне-носителе практически отсутствует; отсутствует техническое оборудование, которое позволяет спасать личный состав из затонувшей подлодки, что делает суда-носители практически бесполезными…

5. Недостатки системы поисково-спасательного обеспечения Северного флота (на остальных флотах ситуация еще хуже. – Е.М.):

– В 1990 году в составе СФ было три спасательных судна проекта 527 с глубоководными водолазными комплексами, позволяющими выполнять водолазные работы на глубинах до 200 метров методом кратковременных погружений, также была спасательная подлодка проекта 940 с глубоководным водолазным комплексом, позволяющим выполнять водолазные работы на глубине до 200 метров (метод кратковременных погружений), а при использовании метода насыщенных погружений – до 250 метров. На 1 января 1990 года в составе СФ было более 60 водолазов-глубоководников, в том числе 11 офицеров, имеющих квалификацию «водолазный специалист». С 1994 года на СФ нет больше водолазов-глубоководников.

(В период с 1990 по 1996 год все суда и корабли с глубоководными водолазными комплексами приказами главкома ВМФ Феликса Громова были исключены из боевого состава ВМФ. Причина: истечение срока службы и отсутствие средств на поддержание их технической готовности, а также (!) ликвидация водолазной службы флота была предусмотрена программой реформирования ВС РФ.)

До середины 90-х в Северном бассейне имелось несколько современных спасательных и буровых судов, оснащенных современными глубоководными водолазными комплексами, позволяющими выполнять работы на глубинах до 300 метров (аналогичное оборудование использовалось норвежским спасательным судном Seaway Eagle при выполнении водолазных работ на «Курске» в августе 2000-го – когда норвежцы смогли открыть люк 9-го отсека). В настоящее время все это оборудование демонтировано, водолазов-глубоководников нет…

По материалам ИТАР-ТАСС, «Интерфакса», «Новой газеты».

Центр России. Другие новости 12.08.05

По факту избиения польского журналиста заведено уголовное дело. / Старообрядцы избрали нового предстоятеля. / «Зенит» упустил победу в Австрии. Читать дальше

© 2005, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

Подписывайтесь на каналы
Дзен YouTube

В рубриках