Итоги выборов в России 2 декабря удивили даже видавших виды наблюдателей. Страна потрясла единодушием, ранее наблюдавшимся только в минуты надвигающихся масштабных катастроф. Для действа, разворачивающегося на глазах и при непосредственном участии изумленной публики, не хватало только соответствующего музыкального оформления. Судя по атмосфере, впору бы пришлась патетическая песня Александрова «Вставай, страна огромная!», но содержание происходящего навязчиво вызывало в памяти незатейливый мотивчик Шаинского: «Мы начинаем КВН… Для чего? Для кого?» Ситуацию комментирует политолог Семен Абрамов:
«Все-таки политика в нашей стране остается в высшей степени абсурдным делом. В результате «демократических», а на этом власть настаивает особенно, выборов самыми аполитичными территориями стали Санкт-Петербург и Москва, тогда как в сознательные, гражданскоответственные регионы попали Чечня и Ингушетия. Даже при поверхностном взгляде такой вектор по шкале свободомыслия пугает: нам продемонстрирована модель государственности, предпочитаемая власть предержащими, и она далека от общеевропейских ценностей. Жесткая автократия в раздираемой противоречиями республике с нищим и бесправным населением. Тем, кто склонен видеть в этом посыле явное преувеличение, стоит задуматься над тем, что впервые за 15 лет государственная машина позволила себе наглое вмешательство в частную жизнь граждан. Коррозия охватывает уже базовые принципы существования цивилизованного общества. И никто не даст гарантии, что пошаговое освоение чиновниками приватного пространства на этом остановится. Напротив, когда главным вопросом выборов становится трудоустройство президента и под это дело фактически мобилизуется электорат, трудно ожидать, что процесс возврата к конституционным нормам пройдет гладко и сам собой. Что посеешь, то пожнешь.
Избирательные комиссии по всей России, и Южный Урал здесь не исключение, подводя итоги голосования, в один голос, простите за каламбур, уверяли нас, что существенных нарушений зафиксировано не было. Тишь да гладь, да божья благодать. Были не то чтобы нарушения, а некие отступления от выборной практики, которые, впрочем, на само волеизъявление воздействия не оказывали. Святая простота, с которой лототронам со стикерами и прочими открепительными удостоверениями приписывалась сугубо техническая задача повышения явки, просто умиляет. Произошел, значит, такой стерильный эксперимент в условиях вакуума. Однако при ближайшем рассмотрении поставленная в широкий контекст происходящего эта новейшая методика электоральной возгонки не выглядит такой уж безобидной.
Власти начали игру на подмену смыслов. Выборы – это не выборы, а референдум по доверию главе государства, – заявляли нам ежесекундно из всех информационных рупоров представители «партии власти». Сам президент почему-то затребовал от населения кредит доверия на проведение таинственного победоносного плана, как будто доселе у кормила власти находился кто-то другой. Подмена здесь заключалась в том, что вместо законодательной власти нам предложили выбрать исполнительную, а если быть более точным, то избавить власть от контроля со стороны общества посредством парламента. Что собственно и произошло: теперь в Думе большинство мест должны занять не единороссы, а клоны Путина в количестве трехсот с чем-то человек. И как они будут контролировать президента и правительство?
Такому же упрощению подверглась и сама идея выборной процедуры. Зачем ходить на выборы? Этому вопросу, поставившему в тупик половину населения страны, быстро нашли дополнительную разгадку: для того, чтобы обзавестись халявной сковородкой или, если повезет, даже автомобилем. Вместо скучнейшего занятия «совершить сознательный акт гражданского волеизъявления» для того, чтобы определить основы государственного устройства на ближайшие годы, нам предложили увлекательную прогулку на «поле чудес» с полным букетом бессознательных предпочтений. Ну, допустим, вы организовали явку, а за что эти голоса, в конце концов, были отданы – вы знаете? Это был мандат Путину, или голому торсу Путина, либо победила микроволновая печь от «Самсунг»? Кто выстрелил в «десятку», и какой приз ему достался?
Тех же, кто еще безответственно пребывал в политической апатии и отказывался вершить судьбу страны посредством спортлото, по горло окунули в совок. Нет, конечно, мастер цеха, педиатр из детской поликлиники и училка из 7 «б» – это еще не элементы принудительной демократии, но знакомым спертым воздухом партячеек с общественным порицанием за аморалку уже повеяло по полной. Могучая сила общественных работников, уполномоченных вести речь от имени коллективов и трудящихся, в виде детсадовской нянечки на этих выборах уже обзванивала молодых мамаш и папаш: проголосуйте по открепительному там-то и там-то.
«Пап, а мне сказали принести в школу стикер – это зачем»? Представляю, какой урок реальной демократии получит чадо из уст родителя, прямо как в том анекдоте: «Потому, что это наша Родина, сынок!» Видимо, так.
Характерно еще и то, что, помимо знакомой большинству по советским временам ни к чему не обязывающей «принудиловки» (слово-то какое), в эту кампанию стали понемногу пробиваться и угрожающие нотки. Собственно говоря, старшее поколение их сразу и уловило. На фоне истеричных отповедей врагам внешним и внутренним возрождаются былые страхи и опасения. В нашей стране достаточно людей, которые помнят, что за подобного рода риторикой следуют недвусмысленные реакции. Власть ищет виноватых и обычно находит. Понятно, что для бабушек и дедушек в такой ситуации проще и безопасней проголосовать «как надо» и – чур его, с глаз долой – из сердца вон.
Теперь ответьте, разве может на таких основаниях корениться демократическое мироустройство правового государства? Подменяя смыслы главной процедуры, власть размывает и основания собственной легитимности. А что будет дальше, когда потребуется в топку электоральной явки или во имя укрепления авторитета власти вновь подбросить дровишек. Какие фобии станут пестоваться, и какие ценности будут положены на алтарь «суверенной» демократии? И самое главное: откуда у нас может быть уверенность в том, что, низведя многими способами, общество до уровня ментального рабства, властная «элита» в своих предпочтениях качнется в обратном направлении – в сторону гуманитарных ценностей? Страх и корысть – плохие советчики, однако, похоже, у власти других не осталось».
Челябинск. Другие новости 06.12.07
В Челябинском аэропорту задержали женщину, пытавшуюся перевести героин в желудке. / Южноуральские пенсионеры боятся, что им не дадут звание «Ветеран труда». / Жители Златоуста обеспокоены странными событиями у здания Пенсионного фонда. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2007, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».