AMP18+

Челябинск

/

Повторение пройденного: в копейской колонии №1 утверждают, что один из заключенных сам себя удушил Эксперты заявляют, что это невозможно

На Южном Урале продолжается доследственная проверка по факту обнаружения в ИК-1 Копейска трупа осужденного Сергея Сумуйленкова, погибшего от механической асфиксии 3 января в штрафном изоляторе.

Напомним, по первоначальной версии, выдвинутой руководством ГУФСИН и колонии, мужчина удушил себя сам. В дело вмешался уполномоченный по правам человека в Челябинской области Алексей Севастьянов. Обнаруженные в ходе его проверки факты позволили предположить, что самоубийство могло быть инсценировано.

Как передает корреспондент «Нового Региона», сегодня южноуральский омбудсмен вместе с родными погибшего осужденного встретился с журналистами, чтобы рассказать подробности скандального дела.

Кстати, уголовное дело по данному факту пока не возбуждено. В следственных органах продолжается проверка, она закончится только через 2 недели.

Как следует из слов Алексея Севастьянова, 3 января в ШИЗО копейской колонии был обнаружен труп 28-летнего Сергея Сумуйленкова. В этот же день исполняющий обязанности начальника ИК-1 направил матери погибшего телеграмму с сообщением о случившемся.

По словам Севастьянова, имеются два официальных заключения экспертов. Первое – это акт медицинского обследования, проведенного государственным судмедэкспертом с 6 января по 10 февраля. Согласно этому документу, на шее умершего имеется борозда от петли, «образовавшаяся под тяжестью тела покойного, что могло стать причиной самоповешения». Эксперт также зафиксировал 7 повреждений: 5 резаных ран на предплечьях, 2 кровоподтека на голове. Как пояснили в руководстве копейской колонии, при жизни у осужденного были вспышки ярости, в такие моменты он не мог себя контролировать. В ночь с 31 декабря на 1 января с одним из сокамерников у него случился конфликт. По данному поводу его вызвали в дежурную часть колонии, где он якобы стал биться головой о стену и все травмы причинил себе сам. Резаные раны на руках в учреждении пояснили тем, что незадолго до смерти Сергей пытался покончить жизнь самоубийством.

Примечательно, что результаты второго исследования, проведенного по просьбе родственников, принципиально расходятся с заключением судмедэксперта. По словам директора института судебной экспертизы «Стэлс» Александра Власова, между двумя исследованиями имеются «существенные противоречия».

«Я обнаружил на трупе 70 повреждений, каждое из них возникло от самостоятельного травматического воздействия. Все травмы сфотографированы. К заключению снимки прилагаются. Разбираться в том, почему первый эксперт описал только 7 повреждений, а я нашел их 70 – это не мои полномочия. Это должны сделать руководство областного бюро судмедэкспертизы и правоохранительные органы», – говорит Власов.

По его словам, родные сообщили ему, сославшись на объяснения начальства колонии, что тело Сергея было найдено с петлей из полотенца на шее. Причем эта петля не была нигде зафиксирована. Это и вызывает подозрения эксперта.

«С точки зрения физиологии организм человека устроен так, что сам себя он удавить не может. Исключением является ситуация, когда наложенная на шею петля закреплена противоположным концом к предмету. Если такого прикрепления нет, то на первом этапе сдавливания шеи происходит пережатие крупных нервных узлов, расположенных на передней боковой поверхности шеи, и человек утрачивает способность к совершению активных действий. Сдавливающие усилия прекращаются и руки расслабляются. К этому моменту механическая асфиксия не наступает. Сам себя человек удушить просто не может», – говорит Власов.

Основываясь на результатах проведенного обследования, Власов заявляет, что сдавление шеи было произведено «посторонними руками». О том, что механическая асфиксия произошла от сдавления и полотенцем, и руками, говорят локальные кровоподтеки на шее, очаговые кровоизлияния в тканях вокруг подъязычной кости и щитовидного хряща. При первичном исследовании эксперты почему-то не указали на эти признаки. Кроме того, как следует из заключения института «Стэлс», 17 массивных кровоподтеков на плечах, ногах и руках возникли от действия тупого предмета, имеющего продолговатую вытянутую форму, без граней и ребер.

«Значительная часть кровоподтеков имеет признаки, характерные для возникновения в ситуации борьбы или самообороны», – заявляет Власов.

Как утверждает сестра погибшего, ее брат – житель Карталов – был осужден в 2006 году за разбой. В колонии Копейска он отбыл 4,5 года. Ему оставалось сидеть еще 2,5 года. Молодой человек строил планы на будущее, мечтал вернуться домой, сообщал, что у него родилась на воле дочь. Помимо этого, он рассказывал родным, что в копейской колонии его часто избивают, даже просил ходатайствовать о переводе его в колонию Магнитогорска. В частности, Сергей рассказал, что каждый день всех осужденных подвергают унизительному внутреннему осмотру, в частности, досматривают анальное отверстие. А как только он попал за решетку, с ним провели беседу: узнали, кем работал, кто родители. Узнав, что Сергей работал в мебельном цехе, ему предложили заплатить 30 тысяч рублей, чтобы устроиться на «теплое место» – изготавливать мебель. Он отказался.

Несмотря на все обращения и просьбы о переводе, родные получали отказ. Отец осужденного даже писал жалобы на ГУФСИН в Конституционный суд. Возможно, если бы в органах обратили внимание на тревожные сигналы, трагедии удалось бы избежать.

«Когда мы впервые осмотрели тело Сережи в морге, мы были шокированы. Живого места на теле не было: бордовая, синяя кожа, раны на кистях, уши в кровоподтеках. Откуда взялись следы побоев? В колонии нам заявили, что его не били. Почему, если он вскрыл вены, ему не была оказана медицинская помощь? Знаем, что ему там было очень плохо. Были проблемы с администрацией колонии. Его заставляли вступать в какую-то активную организацию, но он отказался. Но сейчас все это недоказуемо», – говорит сестра погибшего. Отметим, что следствие располагает видеозаписью камеры наблюдения. Сам момент смерти на пленке не виден: удушение произошло под камерой, в кадр попали только ноги погибшего. Сейчас жесткий диск с записью изъят и находится у следователей.

Уполномоченный по правам человека Алексей Севастьянов обратился с жалобой в Генеральную прокуратуру и к прокурору региона. В итоге первоначальное решение об отказе в возбуждении уголовного дела было отменено. А прокурор области направил дело на дополнительную доследственную проверку. Дело находится на контроле у заместителя генерального прокурора в УрФО Юрия Золотова.

Cсылка по теме:

Южноуральский омбудсмен: В колонии №1 Копейска инсценировали самоубийство заключенного/В этом учреждении ГУФСИН уже привыкли к инсценировкам>>>

Челябинск, Алла Александрова

© 2011, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Челябинск, Урал, Общество, Россия, Скандалы и происшествия,