AMP18+

Челябинск

/

А был ли мальчик? О языческих корнях главного христианского праздника

25 декабря во многих странах мира отмечают Рождество. В России сегодня празднуют немцы, поляки, финны, представители прибалтийских народов, итальянцы, испанцы, французы, американцы. Впрочем, историки уверены, что отмечать праздник 25 декабря могут все желающие, не зависимо от того, какой веры они придерживаются и придерживаются ли вообще. Русская православная церковь тоже отмечает Рождество 25 декабря, но по старому стилю, что по новому выпадает на 7 января. Особость РПЦ – вопрос недалекой истории: просто после революции 1917 года и изменения календаря, церковь отказалась жить по новым порядкам и вот уже почти 100 лет упорно отмечает свои праздники по старому стилю, игнорируя их космическую суть. А ведь когда-то именно астрономический аспект определяя саму суть праздника и стал решающим для появления Рождества. Об этом авторская колонка Веры Владимировой:

«Помню, один мой приятель чрезвычайно гордился, что родился в ночь на 25-е декабря – хоть и почти через 2 тысячелетия, но в один день с самой знаменитой знаменитостью. И был чрезвычайно раздосадован, когда некий эрудит объяснил ему, что в ранних христианских священных текстах нет четкого указания на дату рождения Христа, а 25 декабря было впервые указано лишь в 221 году в летописи одного из первых христианских историков Секста Юлия Африкана.

В этот день во многих языческих культурах праздновали рождения богов: в Греции это был бог виноделия Дионис, в Египте – умирающий и возрождающийся владыка подземного мира Осирис, в Риме начала нашей эры – бог солнца Митра и т.д. Митраизм вообще был чрезвычайно популярен в Римской империи того времени…

На 202-й странице 7-го тома энциклопедии «Британика» говорится: «Одним из самых популярных зимних фестивалей был фестиваль «Сатурналия», отмечавшийся с 17 по 24 декабря. Поскольку это было время веселья и буйных вакханалий, то никто не работал, все школы и суды были закрыты. Люди предавались объеданию, танцам, азартным играм и всему, чем обычно тешат себя во время фестивалей и праздников. 25 декабря был особым днём – днём рождения иранского бога солнца и света – Митры. Церковь провозгласила этот день Рождеством Христовым с целью противостоять языческим традициям зимнего фестиваля». Действительно, в 354-м году нашей эры Римский Епископ Либерий, руководствуясь желанием превратить языческий фестиваль в христианский праздник, написал указ о праздновании Рождества 25 декабря. С этого момента день рождения Христа начал отмечаться как день «Света Миру». Но окончательное решение о назначении датой Рождества 25 декабря было принято лишь в 431-м году на Третьем Вселенском (Эфесском) Соборе. Таким образом, Рождество совпало по времени с римскими Сатурналиями и вытеснило их…

Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook* и в контакте

И все же, можем ли мы по Писанию предположить хотя бы, в какое время года родился Христос? Да, но приблизительно. И ясно одно: это была не зима, не ранняя весна и не поздняя осень, так как пастухи со стадами, как нам повествует Слово Божье, находились на лугах. На территории Израиля, в районе Вифлеема, где родился Христос, в зимнее время года трава не растет, нередко выпадает даже снег, и выпас скота не производится. Большинство богословов сходится на том, что Христос родился поздней весной или летом. Есть еще версия, что он родился в октябре…

Ну, а на 25 декабря выбор его Дня рождения хоть и пал из конъюнктурных соображений церковников, но совпал со своеобразным праздником надежды: зимой, когда солнце светило не так ярко, язычники устраивали особые празднества, надеясь, что это побудит небесный источник тепла и света возвратиться из дальнего странствия. Считалось, что его возвращение начинается 25 декабря. И, как уже рассказала «Британика», желая обратить язычников в свою веру, религиозные деятели узаконили этот праздник и попытались придать ему «христианский» облик.

Вообще, день зимнего солнцестояния занимал важное место в культуре и религии многих древних народов, начиная, по крайней мере, с эпохи неолита. В той или иной форме этот день отмечался в большинстве известных культур. Это доказывают сохранившиеся археологические памятники: например, Стоунхендж в Англии и Ньюгрейндж в Ирландии. Этот день, кроме римлян, праздновали и германские язычники (под названием Йоль), и славяне (Коляда).

В течение длительного периода времени в нашей стране было запрещено отмечать религиозные праздники. Поэтому значительная часть рождественской праздничной атрибутики, например, обычай наряжать елку и украшать ее вершину звездой, перешла к Новому году. Но если обратить внимание на историю Рождества как праздника, то окажется, что заметная часть рождественских традиций берет свое начало в язычестве.

Так, традиция украшать рождественскую елку пришла из дохристианских времен. Еще древние египтяне украшали по случаю праздников пальмы. А древние германцы отмечали зимнее солнцестояние (22 декабря), вывешивая на ель, являющуюся символом стойкости и вечной жизни, жертвы богам: угощение и украшения. Кроме того, в этот день было принято дарить друг другу подарки.

В некоторых славянских странах до сих пор существует рождественская традиция колядования. Молодые люди ходят по домам и поют рождественские песни, получая за это деньги, угощение и подарки. Эта традиция восходит к языческому празднованию Коляды – дня рождения одноименного божества. Тот древний праздник тоже был связан с зимним солнцестоянием и сменой времен года. Во время Коляды было принято петь хвалебные песни богатым хозяевам, суля им обильный урожай и желая благополучия дому. За подобные песни полагалось благодарить караваями и пирогами, причем считалось, что для тех, кто проявит скупость, новый год будет неудачным. Вот и чревоугодничаем мы 3-ю тысячу лет – в Рождество и на Новый год, дабы вернулся свет, и сопутствовала во всех делах и помыслах удача».

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2014, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Балтия, Дальний Восток, Екатеринбург, Запорожье, Италия, Кавказ, Камчатка, Киев, Кишинев, Красноярск, Крым, Курган, Москва, Нижний Новгород, Одесса, Омск, Пермь, Приднестровье, Севастополь, Северо-Запад, Таиланд, Центральная Азия, Челябинск, Югра, Якутия, Ямал, Абхазия, Днепропетровск, Донбасс, Львов, Поволжье, Сибирь, Ужгород, Урал, Харьков, Центр России, Юг России, Авторская колонка, В мире, Конфликт на Украине, Общество, Россия, Туризм,