Челябинский Молодежный театр разорвал шаблоны привычного представления о том, чего хотят дети и их родители от театрального представления.
Как передает корреспондент NDNews.ru, в Челябинске прошел первый вечер театральных читок современной российской драмы.
Напомним, с инициативой их проведения выступила группа актеров Молодежного театра для того, чтобы выяснить есть ли в Челябинске зритель, готовый воспринимать новую драму, безжалостно «копающуюся» в человеке, вытаскивающую на всеобщее обозрение и беспощадно препарирующую не самые положительные свойства человеческой души.
Для новой драмы не годятся старые театральные формы, и если в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и многих других российских городах эксперименты с современной драматургией стали привычным делом, то Челябинск до сих пор в этом отношении остается городом консервативным. А у Молодежного театра, инициировавшего читки, в культурном сообществе южноуральской столицы репутация одного из самых закоснелых и «неповоротливых». Тем интереснее было посмотреть, что же в итоге получится.
В минувшую субботу зрителям, которых оказалось неожиданно много, так что даже не хватило заранее подготовленных мест, предложили две пьесы: «Это все она» Александра Иванова и «Очень бешеным зомби простреливают мозг» Владимира Зайцева.
Первую пьесу «читали» в репетиционном зале. Четыре актера, находившиеся в двух шагах от зрителей, представили пронзительную историю взаимоотношений матери и сына, историю непонимания, одиночества, страданий, ненависти и любви. После гибели отца между женщиной и подростком разверзается пропасть. Они не способны нормально разговаривать друг с другом, а могут только «орать», совершают нелогичные и безумные поступки, еще больше отдаляясь. Сын не может назвать мать «мамой», только «она». Женщина находит неординарный и неоднозначный путь к мальчику, «знакомясь» с ним в социальной сети под видом девочки-подростка. Между ними завязываются нормальные человеческие отношения, мать узнает о его переживаниях и чувствах, однако виртуальный мир затягивает, мальчик влюбляется в девочку, а женщина не может выпутаться и перенести опыт позитивного диалога в реальность. Но у пьесы открытый финал – на грани трагедии остается надежда на то, что мать и сын смогут разрушить стену непонимания.
Актеры Наталья Чиликина (мать) и Александр Дик (сын), Александр Зайцев (герой в социальной сети) и Алена Свиришевская (виртуальная девочка, придуманная матерью) сумели передать всю глубину текста, скрывающуюся за обилием сленга, ругательствами, отпускаемыми сыном в адрес матери, «птичьим» языком, на котором общаются подростки в соцсетях. Узнаваемые герои, представленные актерами Молодежного, вызывали то ненависть и отвращение, то жалость и сострадание.
Дополнительное воздействие на зрителей оказывал сопровождавший все представление видеоряд, как иллюстрация сознательных и бессознательных движений душ героев, а также виртуального диалога. Именно, благодаря видео, становится понятна внутренняя жажда персонажей не только любви, но и свободы, как жажда полета: мать и сын несвободны – они опутаны плотной паутиной, сотканной из трагических воспоминаний, мрачной тоски по отцу и прошлому, взаимных обид. Именно из-за несвободы, неспособности летать, они не могут пробиться друг к другу. Порой кажется, что они просто задыхаются, а дышать полной грудью могут только в виртуальном мире.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
Читка пьесы «Это все она» произвела впечатление на зрителей. Педагоги, присутствовавшие в зале, отметили, что разыгранная ситуация, к сожалению, абсолютно жизненная и ее необходимо рассказывать как взрослым, так и подросткам. Некоторых зрителей смутил язык представления, впрочем, они признали, что разговоры современных детей щедро сдобрены нецензурной бранью, подростки общаются так не только в социальных сетях, но и в общественном транспорте, на улице, в школе. Примечательно, что в представлении мата не было, только сленг, что смутило зрителей: то ли недостоверность происходящего из-за отсутствия нецензурных выражений, то ли он считают, что и сленг не уместен в театре, осталось загадкой. Педагоги отметили, что языком пьесы детей не удивить, а вот взрослых можно, но показывать ее необходимо, используя именно такие выразительные средства.
Некоторые взрослые зрители увидели в произведении себя, подчеркнув, что пьеса предназначена скорее для старшего поколения, как хорошая возможность посмотреть на себя со стороны. Другие настаивали на том, что показывать пьесу надо детям, поскольку подавляющее большинство мам (или пап) воспримут ее в штыки, ведь «мама своей неправоты по отношению к ребенку не признает никогда в жизни».
Тем не менее, многие зрители, участвовавшие в обсуждении, признались, что пьеса «трогает», и хорошо, если в театре появится подобный спектакль.
Вторая пьеса «Очень бешеным зомби простреливают мозг» Владимира Зайцева, удачно подобранная в пару к первой, помогла снять скопившееся внутреннее напряжение.
Читка пьесы по факту оказалась захватывающей «бродилкой». Зрителей «затащили» в самые недра театра: вслед за героями люди бродили по закулисью, приходя в восторг от самого факта, что увидели обычно скрытые от посторонних глаз коридоры, переходы и склады реквизита.
Выскакивающие из-за углов «зомби» не давали зрителям заскучать.
В пьесе три героя – два парня и девушка – они единственные, кто выжил после нашествия зомби на город. Актеры Александр Черепанов, Елена Сатаева и Иван Яковлев весело «мочат» живых мертвецов», убегают от них, даже пляшут с зомби, попутно рассказывая совсем невеселые истории жизни своих героев.
Они одиноки, никого не любят, и их почти никто не любил, у всех были непростые отношения с родителями, все трое мечтали о том, что люди на земле вдруг исчезнут. После того как мечта исполнилась, герои понимают, что это тупик. Но, тем не менее, выход они находят.
Обе пьесы об одиночестве, о неспособности преодолеть свои обиды и страхи. Лишь экстраординарное событие – зомби-апокалипсис или попытка самоубийства может снять душевные шоры.
На итоговом обсуждении зрители отметили, что не ожидали подобного от читок, думая, что актеры просто будут читать тексты пьес с листа. По их мнению, были представлены полноценные эскизы к спектаклям. На самом деле и читки, как отдельный жанр театрального представления, не исключает элементов режиссуры, с преподнесением текста нестандартными способами.
Актеры Молодежного театра Иван Яковлев, Александр Черепанов и Борис Черев
В целом зрители, хоть и критиковавшие кто первое представление, кто второе, однозначно высказались за современную драматургию в театре.
Искусствовед Татьяна Вольфович заявила: давно известно, что сформировался «другой» театр. Его называют по-разному – постдраматический или как-то еще, но факт, что он есть. По словам Татьяны Вольфович, Челябинск же в театральном плане очень консервативен, и за впечатлениями приходилось ездить в другие города. «Недавно я посетила спектакль «Петр и Февронья» в московском театре «Практика». Думала, что после этого спектакля я в челябинские театры просто не зайду. После сегодняшнего представления я решила: сделаете эти спектакли – я приду. Я увидела другую актерскую игру, я увидела свежую мысль, свежую систему воплощения и режиссуру. Это глоток свежего воздуха».
Перерастут ли читки данных пьес в полноценные постановки неизвестно, но через две недели, 31 января, актеры прочитают еще два произведения новой российской драмы: «Две истории о потере невинности и только одна о любви» Игоря Яковлева и «Скамейка М+К» Людмилы Духаниной.
Зрители пообещали, что придут и приведут с собой учеников, друзей и товарищей.
Примечательно, что это начинание Молодежного театра стартовало 17 января – в день рождения Константина Станиславского – знаменитого режиссера, педагога и реформатора театра.
Челябинск, Юлия Малецкая, Александр Сенаторов
Челябинск. Другие новости 19.01.15
В Магнитогорске экс-директор гимназии отделалась увольнением за хищение денег родителей учеников. / В челябинских маршрутках повысили цены за проезд: до 25 рублей. / 19 января ожидаются следующие события – Челябинск. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2015, «Новый Регион – Челябинск»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».