AMP18+

Челябинск

/

(Само)убийственная логика: как отличить подвиг от суицида? Авторская колонка Макса Орловцева

Вот уже несколько недель не дает мне покоя давнишняя уже новость о предупреждении, вынесенном Роскомнадзором и Роспотребнадзором порталу «Православие и мир» по поводу опубликованной ими информации о суицидах онкологических больных, участившихся, как всем известно, в последнее время из-за отвратительной ситуации с обезболивающими препаратами.

Предписание снять часть информации мотивировалось некими «методическими указаниями», разработанными «научным сообществом» и принятыми в 2012 году, а главный их смысл заключается в том, «чтобы суицид не преподносился как способ выхода из сложной ситуации». Претензия, выдвинутая к «Православию и миру» – а фактически обвинение в распространении информации о способах суицида, – тем более странна, что именно этим порталом курируется проект «Суициду – нет!», а уж о позиции церкви по отношению к самоубийствам и говорить не приходится.

При этом, как было объяснено администрации сайта, сам Роспотребнадзор не занимается поиском «некорректной информации» и что работают они «по тем ссылкам, которые присылают граждане, эксперты или другие органы». Правда, кто именно пожаловался на публикацию в «Православии и мире», так и осталось тайной.

Но если такие казусы происходят с православным ресурсом, чье назначение вовсе не пропагандировать и даже не акцентировать случаи суицидов, а по мере сил предотвращать их через религиозное просветительство, то чего же ждать от упомянутых федеральных ведомств применительно к литературным произведениям и иным видам художественной деятельности, где тема самоубийств присутствует вовсе не в том ключе, как на церковном сайте и где «способы суицида» освещаются не в пример ярче? Да и список тех авторов, кто прибег к этим самым способам, насчитывает сотни имен…

Кто, например, написал в 1925 году на смерть одного известнейшего русского поэта «Взрезанной рукой помешкав, собственных костей качаете мешок…»? Правильно, другой известный поэт, через пять лет после написания этих строк пустивший себе пулю в грудь. Что все эти самоубийцы – Радищев, Гаршин, Есенин, Маяковский, Цветаева, Джек Лондон, Хемингуэй, Стефан Цвейг, Вирджиния Вульф, Акутагава, Ромен Гари и многие, многие другие – делают на книжных полках и страницах электронных библиотек?

«Клуб самоубийц» Стивенсона – разве не безобразное название для серии рассказов? А Анна Каренина, «ужаснувшаяся тому, что сделала», когда уже поделать было ничего нельзя? Разве так поступают женщины из приличного общества? А Катерина из «Грозы» Островского – что за странный и малодушный способ борьбы с обстоятельствами? А незабвенный профессор Плейшнер из любимого всеми фильма, прошляпивший условный сигнал?

Да и знаменитый старик Фрейд, любивший порассуждать об Эросе и Танатосе, что греха таить, тоже подвел…

В спецхран, в спецхран всех, в бан, на вырезку и на блокировку! И вычистить все биографические очерки. Оставить только даты и тире. Чтобы у потенциальных читателей, не дай Бог, не возникло желания немедленно испробовать на себе какой-нибудь, а то и все сразу способы, которыми герои этих очерков или вымышленные ими персонажи уходили из жизни – от бесчестия, предательства, боли, страха, душевных мук и надвигающегося безумия.

В общем, работы непочатый край. Потому что самоубиваться, в общем и целом, плохо, а генофонд нации надо беречь.

Непонятно, правда, почему надзирающие за нашим потреблением столь низко оценивают здравомыслие и жизнелюбие этой самой нации. Но это уже совсем другая история.

Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте

Нет, есть, конечно, «правильные» самоубийства. Например, римский император-злодей Нерон. Или некто Шикльгрубер aka Гитлер, отправившийся в ад из берлинского бункера семьдесят лет назад, а незадолго до него – все семейство Геббельс и еще несколько сподвижников фюрера. Этим – так и надо. И писать об этом – в том числе, о «способах» и «причинах» – никто не запрещает и предупреждений не выносит. Потому что, как считается, их настигла историческая справедливость, а подражать негодяям никто не будет.

Но ведь есть ситуации, когда самоубийство по факту становится героизмом. Закрыть собой вражеское пулеметное гнездо в бою – безоговорочный подвиг. Но и суицид тоже, по крайней мере, отчасти – потому что человек, идущий на заведомую смерть, с а м принимает решение, как распорядиться своей жизнью. А всем известные принципы «сам погибай, а товарища выручай» и «лучше пуля, чем плен» не только символизировали доблесть в бою, но, при определенных реалиях военного времени, превращали суицид в почетное дело.

Вполне может быть, со временем Роспотребнадзор разработает нечто вроде классификации, о каких самоубийствах можно и нужно писать в СМИ, а о каких – нет. Но нет никакой уверенности, что ревнители подобной «цензуры», выступающие против «описаний суицида» в конкретных случаях (например, с онкобольными) смогут хоть сколько-нибудь вразумительно обосновать, почему их возмущают именно «способы» ухода. Ведь главное не в способах, а в факте расставания с жизнью, по каким бы мотивам оно не происходило – из желания спасти сослуживцев в бою или экстремальной ситуации, избежать позора и возмездия или избавить себя от страданий и безумия, а близких – от их созерцания…

Запретительными мерами здесь ничего не добиться, потому что такого рода информационные запреты борются не с причинами, а со следствием. И стыдливое замалчивание «причин и способов», выдаваемое за борьбу с суицидами, ситуацию не исправит, а только усугубит. Ибо любое табу порождает в ответ то, что принято называть «нездоровым интересом», а уж вариантов обойти запрет и добыть «запрещенное» знание в наше время найдется множество. Да вот хоть те же многочисленные сериалы о героических правоохранительных органах, где судмедэксперты и криминалисты всех мастей детально и со смаком разбирают различные способы умерщвления, в том числе и суициды…

Правда, титры указывают, что все события и персонажи вымышленные, но разве по описанию придуманного суицида нельзя составить представление о способах настоящего самоубийства? Вот где простор-то! Странно, что Роском- и Роспотребнадзор, назначение коих заключается в наблюдении за потреблением, не принимают во внимание воображение потребителей такого рода зрелищ.

Но все может быть гораздо хуже – знают, но делают вид, чтобы оставить себе нетронутое поле деятельности, на котором можно будет развернуться после того, как окончательно отцензурят, отфильтруют и загонят в «бан» правозащитные, просветительские и медицинские источники, тиражирующие реальную, но, по мнению «надзирателей», ущербную для общественной морали информацию. Заодно подчистят и литературную, и прочую классику, чтобы и намеков на суицидальность не осталось. Тем более, что бдительных сторонников благости и духовноскрепности, готовых по зову сердца проинформировать об «отклонениях» соответствующие федеральные органы, ныне хоть отбавляй.

Вот это будет работа так работа. Не то, что борьба за качество психологической и медицинской помощи и контроль над работой кризисных центров и хосписов.

Челябинск, Макс Орловцев

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Балтия, Дальний Восток, Екатеринбург, Запорожье, Италия, Кавказ, Камчатка, Киев, Кишинев, Красноярск, Крым, Курган, Москва, Нижний Новгород, Одесса, Омск, Пермь, Приднестровье, Севастополь, Северо-Запад, Таиланд, Центральная Азия, Челябинск, Югра, Ямал, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Юг России, Авторская колонка, В мире, Здоровье, Конфликт на Украине, Общество, Россия, Скандалы и происшествия, Туризм,