Как саммит ШОС может повлиять на развитие Южного Урала: планы и перспективы
Челябинск претендует на проведение саммита глав государств – членов Шанхайской организации сотрудничества. Это мероприятие может дать мощный импульс развитию Южного Урала вообще и Челябинска как регионального центра в частности.
Как уже сообщал NDNews.ru, идея о проведении в Челябинске в 2020 году саммита ШОС была озвучена губернатором Борисом Дубровским на встрече с президентом России Владимиром Путиным в августе текущего года. Глава государства идею поддержал. «Это серьезная возможность придать импульс развития Челябинску и области. Организационные мероприятия мы начали проводить, поручения мною даны, будем работать по всем направлениям. Кажется, что это далеко, но время летит очень быстро, работать надо уже сейчас», – отметил тогда Борис Дубровский.
На прошлой неделе в Челябинске побывала «облетная группа» во главе с советником президента Антоном Кобяковым. Целью визита было знакомство с возможностями Челябинска по приему саммита и основной инфраструктурой: это, прежде всего, аэропорт, гостиничный фонд, социально-бытовые и транспортные объекты.
По итогам этого визита будет принято окончательное решение по программе строительства к саммиту.
«Мы планируем, что большинство объектов будет построено на частные деньги. Областные средства в основном пойдут на развитие дорожной сети, озеленение и благоустройство. Кроме того, мы рассчитываем привлечь средства из федерального бюджета», – пояснил вице-губернатор Руслан Гаттаров.
В течение ближайших четырех – пяти лет предстоит довести номерной фонд гостиниц Челябинска до необходимых предъявляемых требований. Второй важный момент – реконструкция аэродрома и здания аэропорта Челябинска. Кроме того, в областном центре необходимо построить конгресс-холл, где будут проходить все официальные мероприятия. По мнению специалистов, это должно быть многофункциональное и трансформируемое здание, в котором было бы легко трансформировать большие площадки в несколько залов меньшей вместимости. Наличие в городе подобного центра позволит проводить деловые встречи всероссийского и международного масштаба, не зависимо от количественного состава участников.
На данный момент разработано два проекта конгресс-холла вместимостью не менее 2,5 тысяч мест. Выбрана и предварительная площадка: в районе челябинского цирка, на улице Береговой. «Недалеко от этого места расположены гостиницы, социальные объекты, здесь хорошо развита транспортная инфраструктура. Все эти факторы максимально соответствуют требованиям к объектам ШОС, и мы их учитываем», – пояснил заместитель главы Челябинска по вопросам градостроительства Виталий Передерий.
Появление на этом месте современного конгресс-холла повлечет за собой реконструкцию всего района: поблизости недоделанная транспортная развязка – ее строительство началось в 2007 году, первая очередь была запущена в сентябре 2011 года, вторая – в октябре 2012 года. После этого строительство остановилось, так как закончилось финансирование. Рядом с развязкой расположен частный сектор, который сдерживает развитие перспективной территории в центре мегаполиса: прежняя администрация города несколько лет назад обещала расселить эти дома, но дальше разговоров дело не двинулось. Продать дома собственники не могут – наложено вето.
«Там, действительно, есть стары дома, которыми надо заниматься. Мы эту тему взяли на заметку, будем работать, – сообщил глава Челябинска Евгений Тефтелев. – Эта развязка позволяет обеспечить практически прямой выезд в аэропорт. Поэтому мы будем ее реанимировать. У нас есть еще пара транспортных узлов, требующих доведения до ума, ими тоже будем заниматься».
Если площадка рядом с цирком будет утверждена, этот район коренным образом преобразится и сможет претендовать на статус делового центра Челябинска: помимо конгресс-холла там появятся еще несколько современных зданий, а два берега реки архитекторы предлагают связать стеклянным пешеходным мостом. Кстати, сами берега планируется укрепить и облагородить, а русло реки – углубить и почистить.
Вторая серьезная задача – развитие гостиничной сети. Сегодня в Челябинске насчитывается около 70 гостиниц, треть из которых имеют ту или иную категорию звездности. Но соответствующих мировым стандартам – единицы.
Кроме того, основой гостиничного рынка являются отели с номерным фондом менее 100 номеров, что неудобно для проведения в городе массовых мероприятий международного масштаба. Кстати, сейчас, когда в городе проводятся международные соревнования, заполняемость отелей достигает 100%. В первую очередь востребованы такие сетевые отели, как Radisson и Holiday Inn, поскольку к месту проживания спортсменов предъявляются строгие требования. Остальные гостиницы заполняются за счет болельщиков и прессы.
Однако саммит ШОС – это мероприятие несколько иного уровня, требующее для расселения участников гораздо больше мест высокого класса.
По мнению экспертов туристического бизнеса, на сегодняшний день гостиничный рынок Челябинска не готов к масштабным деловым мероприятиям, однако изменить ситуацию за пять лет вполне возможно. Но при разработке планов необходимо исходить из долгосрочной перспективы, оценивая, как отельный фонд будет использоваться после саммита ШОС. Поэтому наиболее разумным эксперты считают вариант реконструкции уже имеющегося номерного фонда, хотя признают, что без новых отелей обойтись не удастся. Тем более что уже есть проекты строительства гостиничных комплексов, утвержденные до того, как Челябинск стал претендовать на проведение саммита ШОС, и разрабатывались они, исходя из долгосрочных потребностей города.
Кроме того, эксперты считают, что отели международного уровня привлекут в город больше бизнес-туристов, что даст дополнительный толчок развитию деловой активности и, как следствие, всего города в целом.
Существенной реконструкции при подготовке к саммиту подвергнется и транспортная сеть. Один из наиболее масштабных проектов – скоростная магистраль Челябинск – Екатеринбург. Предполагается, что магистраль сократит время в пути между двумя мегаполисами до 60 минут и будет перевозить до 2,7 миллионов человек в год. Но самое главное – появление ВСМ даст региону колоссальный экономический эффект, считает управляющий директор Федерального центра проектного финансирования ВЭБ Илья Пономарев. И, в первую очередь, стройка оживит уральский промышленный комплекс. Так, для прокладки одного километра железной дороги в среднем необходимо 16 тысяч кубометров щебня, 15 тысяч железобетонных изделий, 125 тонн металлоконструкций, 25 тонн рельсов. Все эти материалы по возможности будут поставляться с местных предприятий. Кроме того, строительство может подтолкнуть региональный бизнес и к развитию инновационных производств в области автоматики, контактных сетей и аппаратуры для создания разряженных сред.
Во-вторых, благодаря масштабным инфраструктурным проектам в регионах появятся новые вакансии. Мировой опыт прокладки магистралей показывает, что каждая тысяча километров требует создания 11 тысяч рабочих мест. При этом только на стадии возведения ВСМ объем внутренних региональных продуктов Свердловской и Челябинской областей может вырасти на 85 миллиардов рублей в год, заявил Илья Пономарев.
23 ноября президент ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозёров подчеркнул важность участия региональных властей в разработке и реализации проектов ВСМ: «Хотел бы сказать большое спасибо за работу, принятие решения о строительстве на региональном уровне говорит о серьезном и осмысленном подходе, и дает уверенность, что проект будет реализован», – сказал он.
В целом саммит ШОС должен придать мощный импульс развития всей Челябинской области и Челябинску.
«Челябинск должен кардинально измениться: появятся новые объекты, новая инфраструктура, новый внешний вид города. Всё это мы делаем для жителей Челябинска, это останется людям. Уфа показала динамику изменений за три года: к саммиту она действительно стала другой. Я в этом убедился на собственном опыте: увидел город и не узнал. Надеюсь, что то же будет и у нас в Челябинске», – отметил губернатор Борис Дубровский.
Челябинск, Ольга Арсентьева
© 2015, РИА «Новый День»