AMP18+

Челябинск

/

Святой Гагарин или стоит ли платить за образование Спецпроект NDNews.ru «Экономика для чайников»

В наше непростое время вопрос образования вызывает всё большее беспокойство у людей, понимающих, что это такое и в чём его ценность.

Кажется, за последние годы не было ни одной государственной инициативы, которая не ухудшила бы положение в этой области – не говоря уже об улучшении. Все ждут и опасаются очередных каких-нибудь изменений, и мысли не допуская, что эти изменения будут им во благо. Последовательно и неуклонно ситуация становится всё хуже. Регулярно вспыхивает паника, вызванная слухами о полном переходе на платное обучение. Разговоры о «частично платном» образовании тоже радости ни у кого не вызывают. Да и с какой стати? По закону, всеобщее образование должно быть бесплатным. Полностью бесплатным, а не как сейчас. Сейчас же затраты на обучение – серьёзная расходная статья семейного бюджета. Причём, это псевдо-бесплатное образование довольно быстро дорожает. Всегда было правильным начинать думать об образовании ребёнка уже с самого раннего его возраста. Но если раньше это касалось вопросов его развития, то теперь, в первую очередь, того, во сколько оно обойдётся и как за него платить.

При этом невооружённым глазом видно ухудшение качества образования. Ну что это за уровень, если люди уже не знают, что больше – Земля или Солнце? Если говорят, что Солнце вертится вокруг Земли? Это же средневековье! Раньше даже последний двоечник знал правильный ответ и мог объяснить, почему. А теперь – нет. Это насколько же, получается, население деградировало? Хорошо, что хотя бы не всё население. Но если продолжать в том же духе, то ведь дойдём и до тверди небесной. И будет у нас «святой Гагарин», который живёт на небе.

Ухудшение качества знаний, естественно, категорически неприемлемо. Но ведь это ещё не всё: необходимо улучшение. Современный мир уходит вперёд, а российская система образования, в силу своего устройства, консервативна и не способна быстро меняться. Поэтому всё больше отстаёт – то есть становится всё менее полезной, всё менее ценной с практической стороны жизни. Базовый уровень знаний, который обеспечивает школа, сохраняет своё значение, но его недостаточно. А если учесть проблемы, с которыми сейчас сталкивается система образования – сокращение финансирования, уменьшение количества школ, ухудшение положения учителей (по нагрузке, оплате труда и многому другому) – то становится ясно, что в обозримом будущем на изменения к лучшему рассчитывать не приходится.

Но и ждать невыгодно: жизнь не стоит на месте, и если всё оставить, как есть, время будет просто потеряно. А поскольку полностью полагаться на государство сегодня уже невозможно, получается, что необходимо брать это дело в свои руки, то есть решать проблему качества образования самостоятельно. Тогда знания, получаемые в школе, видимо, нужно будет считать основой или скелетом, к которому следует добавить всё, чего не хватает. А это означает, что понадобятся дополнительные учебные программы и занятия. А также дополнительные расходы, в том числе сил и времени. Нужно ли это?

Очевидно, ответ зависит от цели. Ведь образование – средство, а не цель. То есть, недостаточно его получить – главное в том, чтобы его применять. И если для достижения предполагаемой цели оно не понадобится, то расходы окажутся напрасными. В общем виде цель у всех одинаковая: обустроиться в жизни. Однако представления об этом разные. Соответственно, стратегия и тактика у каждого будет своя. При этом, естественно, нужно учитывать вероятное развитие ситуации, включая изменения в экономических потребностях общества. Однако не стоит делать это слишком жёстко – пытаться точно установить, что будет востребовано больше всего. При разумном подходе, определиться с собственными планами и представлениями о желательном для себя будущем важней.

Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте

Прогнозы экономического будущего и потребности в профессиях, даже от специалистов в этой области, мягко говоря, ненадёжны. На самом деле, никто не в состоянии сказать, какие специальности будут нужны через 15-20 лет. Опыт показывает, что у нас в стране даже на год вперёд загадывать бессмысленно. Тем более что стремительное развитие цивилизации затрудняет такие прогнозы и в мировом масштабе. Из этого следует, что опираться нужно на личные свойства и качества человека, нужно развивать то, что есть. В первую очередь, то, что уже заметно – поскольку наиболее развито на данный момент. Но сосредотачиваться на чём-то одном опасно: ситуация может значительно измениться и потребовать совсем других навыков. И вообще, современный мир требует разносторонних знаний, поэтому важно, чтобы человек был пригоден для деятельности в разных областях. Ему нужно иметь хотя бы основы, которые в случае необходимости можно развить до полноценного знания. А так же, как минимум, начальную информацию, которая позволит подключиться к новым знаниям и направлениям развития цивилизации, которые появятся в будущем.

Чему учить дополнительно? Это, опять же, определяется индивидуально. Для простоты, все, нужные для жизни в современном мире знания, можно объединить в четыре основные группы:

  • Общение и взаимодействие с другими людьми;

  • Культура и творчество;

  • Естественные науки и техника;

  • Здоровье и физическое развитие.

И желательно, чтобы все эти группы были представлены в обучении, воспитании, т.е. задействованы в процессе формировании личности. Соответственно, если при анализе индивидуального развития в каком-то направлении заметно отставание, его нужно ликвидировать. Для каждой группы существует множество различных занятий, из которых можно выбрать что-то подходящее конкретному человеку.

Поскольку изначально индивидуальные предпочтения не ясны, но в общем виде задачи у всех одинаковые, выбор дополнительных предметов для изучения неизбежно будет опираться на принцип «от общего к частному». То есть, прежде всего, необходимо обеспечить общее всестороннее развитие, и частично эта задача выполняется повседневно и автоматически в процессе взаимодействия с окружающим миром, общения с людьми, использования различной техники, оборудования и т.п. Но нужны и сознательные, целенаправленные усилия, расширяющие навыки и познания именно в перспективных областях, а не в каких попало. Желательно, чтобы человек попробовал самые разные занятия для того, чтобы у него появилась возможность выбрать из множества вариантов только то, что подходит именно ему. Исходя из этого, станет примерно понятно, в каком направлении развиваться дальше, а чем заниматься не стоит. На этом этапе область формирования личности, хотя уже и ограничена, но еще недостаточно для того, чтобы определить конкретный, узкий участок предпочтений, в котором человек может идти дальше. Поэтому здесь требуется продолжать перебирать различные варианты, чтобы еще больше сузить выбор, отсечь лишнее и, соответственно, сосредоточиться на главном – углублении своих знаний и навыков. Такое последовательное сужение пространства выбора и целенаправленное накопление определённых знаний позволит, в конце концов, найти свой профессиональный интерес, определиться с профессией, и затем, при выборе учебного заведения, найти конкретную специальность, с которой будет связана дальнейшая жизнь.

Пожалуй, единственное, что можно рекомендовать всем и каждому, кто заинтересован в образовании – это изучение английского языка. Потому что сегодня английский язык – это ключ к информации. В наше время вся ценные знания публикуются, в основном, на английском, и тем, кто его не знает, они не доступны. А те, кто владеет языком, благодаря этому, имеют серьёзное преимущество во всём: в обучении, в обновлении своих знаний, в получении новостей, в общении и т.д. Знать английский и удобно, и выгодно. Поэтому он, практически, обязателен – независимо от того, какое будущее планируется.

Теперь немного о финансовой стороне вопроса. Существует программа образовательного кредита с государственной поддержкой. Это вариант несколько облегчённый, то есть менее затратный для заёмщика в сравнении с обычным потребительским кредитом. Но не следует особо на него рассчитывать. Во-первых, потому что законодательство в этой сфере не очень хорошо продумано, создаёт лишние хлопоты для банков, в результате чего они не заинтересованы в выдаче таких кредитов. Банки предпочитают выдавать кредит на образование в рамках потребительского кредитования, что обеспечивает им больший размер дохода, а также освобождает от ненужных проблем. Кажется, сегодня только один банк работает с образовательным кредитом. Во-вторых, для заёмщиков он тоже не очень удобен, поскольку его действие распространяется только на ограниченный список профессий, и только на те учебные учреждения, которые заключили специальное трёхстороннее соглашение с Минобрнауки и конкретным банком. В-третьих, он предоставляется для получения высшего и среднего профессионального образовании, а не на любые образовательные цели. Ну и наконец, ставка по этому кредиту всё-таки остаётся высокой, и условия его выдачи могут устроить не всех.

В принципе, доступность этого кредита лучше оценивать индивидуально: возможно кого-то он вполне устроит. Но, думается, для большинства реалистичен только один вариант – копить заранее. Ну и, конечно, заниматься самостоятельно. В наше время возможностей для этого намного больше, чем когда-либо в прошлом. Библиотеки и, особенно, Интернет, позволят получить необходимые знания, да еще и существенно сэкономить при этом.

Челябинск, Сергей Ясинский

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Крым, Москва, Севастополь, Челябинск, Простыми словами, Спецпроекты, Урал, Центр России, Наука, Россия,