AMP18+

Челябинск

/

Приехали: пассажирские перевозки в Челябинске и области отдадут частнику-монополисту

Власти Челябинской области решили передать маршрутную сеть частному перевозчику.

Как передает корреспондент NDNews.ru, уже через два года в регионе появится крупный инвестор, который заменит на рынке пассажирских перевозок муниципальные автобусные предприятия. Об этом рассказал вице-губернатор Руслан Гаттаров.

Пока о речь идет о консорциуме московских компаний, готовом зайти в область с 400 автобусами, работающими на природном газе. «Освоение» Южного Урала частник-монополист начнет с Челябинской агломерации. С течением времени он намерен подмять под себя всю область, оказывая услуги по перевозке пассажиров как на внутригородских, так и на междугородних маршрутах.

Чиновники планируют, что работать компания будет на условиях концессии между предприятием и властями региона и муниципалитетов. Одним из условий соглашения станет передача подвижного состава и инфраструктуры муниципальных автобусных предприятий новому крупному игроку. При этом использовать при перевозке он сможет только новые автобусы.

«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*

Кроме того, предполагается выпустить единую транспортную карту, действующую в Челябинске, пригородах и на междугородних маршрутах. При этом тарифы региональные власти намерены зафиксировать без дальнейшего роста, а маршрутные такси выдавить на второстепенные улицы города. Льготный проезд для отдельных категорий жителей области планируется сохранить.

Окончательно с инвестором в Челябинской области собираются определиться после разработки новой концепции пассажирских перевозок в Челябинске. Тендер на выбор частной компании для обслуживания маршрутной сети может пройти уже во второй половине 2016 года.

Инициатива областных и городских чиновников выглядит, мягко говоря, неоднозначно. Прежде всего, вспоминаются постоянные сетования о хронической убыточности муниципальных перевозчиков. Чем же в таком случае привлек рынок пассажирских перевозок частного инвестора, который готов начать работать в области при замороженном тарифе, да еще и взять на себя все финансовые обязательства бедствующих нынче МУПов?

В данном случае можно сделать два вывода: или до того, как тариф будет зафиксирован, жителям Челябинска и области следует готовиться еще к нескольким повышениям, или чиновники и руководители МУП вводили южноуральцев в заблуждение, утверждая, что ныне действующие тарифы ниже экономически обоснованных.

Хотя возможен и третий вариант: как и в случае с тарифами на энергоносители, региональные власти возьмут на себя обязанность по возмещению перевозчику разницы между действующим и экономически обоснованным тарифом. Другими словами, в области появляется частная компания, гарантированно получающая финансовые вливания из регионального бюджета, которых муниципальные предприятия почему-то не получали.

Еще большее недоумение вызывают планы областных чиновников отдать все пассажирские перевозки в регионе одному коммерческому предприятию. Трудно представить себе монстра, которому такое окажется по плечу. И это вселяет надежду, что «чудо-проект» не будет реализован. Но даже если он не реализуется во всей области, шансы челябинцев остаться без муниципального транспорта достаточно велики.

«Я не сомневаюсь, что делается это с намерением как лучше: удобнее, управляемее и так далее, – прокомментировал планы чиновников председатель комитета по экономической политике Законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров. – Но у экономики есть определенные законы. Один из этих законов четко гласит, что любая монополия стремится к бесконечному увеличению цен на свои продукцию и услуги и к снижению качества продукции. На то она, собственно говоря, и монополия. Поэтому, если предположить, что в Челябинской области возникнет монополист, не важно, в какой отрасли, в том числе и в сфере перевозок, это неминуемо приведет к тому, что цены будут стремиться к увеличению, а качество услуг – к снижению. Обычно к таким вещам, как нормирование, прибегают только в тех случаях, где монополизма избежать невозможно (например, естественные монополии). Там, где этого можно избежать, внедряя рыночные конкурентные механизмы, там нужно именно этим заниматься.

И еще один момент. Поскольку дело здесь касается населения, людей, то было бы неплохо, чтобы такие намерения обсуждались с ними. То есть рассказывалось подробно: что намеревается сделать власть, для чего она это делает. И самое главное – была возможность у людей задать вопросы и получить на них исчерпывающие ответы. Дабы избежать тех проблем, которые следуют за этим, как правило. Потому что власть или отдельные чиновники от имени власти могут и ошибаться. В этом тоже ничего необычного нет. Я думаю, здесь нужны некие общественные слушания или аналог общественных слушаний, нужно вовлечение в эту работу депутатов, которые представляют интересы избирателей на местах. Тогда, возможно, будет найден некий компромиссный вариант. Но монопольный вариант, как я уже сказал, чреват тем, что со временем будет отрицательный эффект».

Однако пока власти Челябинска и области не то что не привлекли к обсуждению своих планов жителей, но даже не поставили в известность контролирующие органы. «Для нас это тема новая, нас никто не привлекал, не спрашивал, – призналась руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области Анна Козлова. – Есть ли в России какие-то аналоги, я тоже не могу сказать. Поэтому мы сейчас запросим информацию – что за концессионное соглашение, поскольку мы не видели концессионных соглашений в транспорте.

Второй вопрос касается экономической концентрации: что за поглощение муниципальных пассажирских предприятий? На это тоже надо будет посмотреть с точки зрения закона о конкуренции. Будем с коллегами связываться, смотреть, анализировать. Самое главное – чтобы не порушить и, в том числе, нормальный, добросовестный малый бизнес в этой сфере. Но в первую очередь, чтобы потребители наши остались довольны».

Челябинск, Виктор Елисеев

* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.

© 2015, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Урал, Политика, Россия, Транспорт, Экономика,