Страшный Суд, пир во время чумы, ловушка для холостяков и разборки металлургов: проклятие 29 февраля
Вероятно, еще с первых моментов своего «родового» существования человечество придумывает и отмечает причудливым образом особые дни и специальные даты. Для чего?! Для оживления общей рутины повседневности. Для придания смысла борьбе за выживание. Для подсчета счастливых событий в личной жизни. Для классификации череды фараонов и прочих правителей, как точек отсчета развития того или иного периода цивилизации. Для определения удачного момента для начала или завершения земледельческих работ, строительства, рождения мальчика или девочки, войны, заключения перемирия и тому подобных дел. Помимо летних и зимних солнцестояний, лунных циклов и циклов солнечной активности мы – «человеки» – «запустили» совершенно особый цикл чередования високосных и обычных лет.
Историки не в курсе, кто и когда впервые определил продолжительность солнечного года в 365 дней и 5 часов 48 минут. Известно, что александрийские и римские астрономы знали о «довеске» почти в 6 часов, нарушающем стройную цепочку любого календаря, рассчитывающего, естественно, на целое число дней в году. За полстолетия до новой эры реформа римского календаря впервые узаконила лишний дополнительный день в феврале. Первоначально он «размещался» после 24 февраля. Его обозначили по аналогии с 24 февраля – «секстус» («шестой день до марта»), как – «бисекстус». Название года с лишним днем – «бисекстилис» – в русском языке после ряда лингвистических редукций превратилось в «високос». Високосными являются года, кратные четырем, за некоторыми, кстати, исключениями.
В григорианском календаре, который сегодня де-факто стал единым для всей планеты, лишним днем в високосном году является 29 февраля. Это 60-й день года, последний день «аномальной» зимы. День необычный, но только своей календарной «беглостью». Все прочие особенности 29 февраля – исключительно наши мозговые флюиды, ибо само по себе наличие лишнего дня – всего-то расчетная необходимость астрономов и госменеджеров для сведения воедино календарей, часов и фактических всходов солнца и начала сезонов года. 29 февраля не наблюдается ни особое положение звезд на небе, ни влияние каких-то космогонических сил.
Посему: не ищите с маниакальной настойчивостью в этом « несчастном» дне себе дополнительных к имеющимся несчастий и проблем (ведь кто ищет – всегда найдет). Просто, как завещал Мюнхгаузен горинско-захаровско-янковского происхождения, нужно радоваться еще одному дню, еще одному восходу небесного светила, еще одной странице в жизни голубой планеты.
Между прочим историей в книге 29 февраля уже написано немало занятных страниц. Самое значимое для нас, особенно, в нынешнем контексте, это, безусловно, то 29 февраля, что закончило Крымскую войну, но об этом уже вам образно «разжевал» коллега Ясинский – см. ниже. Я же остановлюсь на некоторых, безусловно, менее масштабных и кровопролитных событиях, но не менее познавательных. Так сказать в отстроенном домике для этого редкого календарного дня разложу – чисто по-дамски – салфеточки и развешу занавески.
День старых дев
Есть предложение – к уже прижившемуся у нас Дню святого Валентина добавить еще один праздник одновременно и всех влюблённых сердец, и несчастных созданий, начисто обойденных любовью и – сразу четыре в одном – закоренелых суфражисток и поклонников Берти Вустера и его «чисто английского» дворецкого Дживса.
Собственно, в Старом Свете (и частично, в Америке и у скандинавов) этот «экономный» (отмечаемый раз в четырехлетку- 29 февраля) междусобойчик старые девы и засидевшиеся невесты давно уже празднуют – это День святого Освальда. Именно в этот день страдающие от безответной любви девицы, не боясь косых взглядов и общественного порицания, могут сделать предложение возлюбленному или просто симпатичному бесхозному холостяку. По шотландской традиции, если избранник отказывается венчаться, ему придётся заплатить за уязвленное девичье самолюбие 100 фунтов.
Крестный отец Берти Вустера
Этот продвинутый праздник назван в честь католического святителя Освальда, покинувшего сей бренный мир именно 29 февраля 992 года. По происхождению Освальд – знатный и благочестивый датчанин. Родным дядей ему приходился архиепископ Кентерберийский Одо, двоюродным – архиепископ Йоркский Оскютель. Это родство, казалось бы, предопределяло блестящее сановное будущее юноши. Однако высший церковный свет тяготил молодого священника, и он отправился во Францию, где поступил в монастырь Флери. Вернувшись в Англию, Освальд был рукоположен в епископа Вустерского, а позже стал ещё и архиепископом Йорка.
Этот деятель был чрезвычайно симпатичен автору романов про Дживса с Вустером и других здравомыслящих или пустоголовых британцев П. Г. Вудхаусу. Именно в честь Освальда Вустерского Берти и получил свою фамилию (небезынтересно, что по имени другого своего церковного любимца – епископа Оксфорда Сэмюеля Уилберфорса, Вудхаус «присвоил» повесе Бертраму как второе имя фамилию своего сверстника- священника – Уилберфорс).
Чем Освальд был приятен пастве и заслужил канонизацию?! Приветлив, демократичен.
Основал несколько монастырей, что привело к возрождению в Англии монашеской жизни. До конца дней был деятельным, активным священником, посещал монастыри и строил новые церкви, проводил работу по улучшению обучения юных богословов и «повышению квалификации», так сказать, церковников – стажистов, написал массу нетривиальных трактатов. Отличался редким обаянием и добротой, к тому же – красотой и мелодичным звучным голос.
Свою последнюю мессу ОВ отслужил 29 февраля 992 года. Затем, напевая псалмы, омыл ноги беднякам – он всегда этим занимался во время Великого поста – и преставился. Освальда любили и почитали, как пишут коллеги святого «за праведную жизнь, учёность и усердие, честность, гостеприимство и кроткое великодушие». В 1002 году мощи архиепископа были торжественно помещены в раку.
Ищите женщину
Почему именно в честь этого холостяка позже назвали древнюю (из V-го века) ирландскую традицию – одному богу известно. Ехидный Ивлин Во как-то предположил, что Освальда выбрали как писаного красавца.
А сама-то традиция была связана с философией и деятельностью совсем других святых в то время, когда они еще и святыми- то не были. Согласно преданию, однажды Бригитта Ирландская (по большому счету, одна из первых в мире суфражисток) пришла к Патрику (тоже, разумеется, Ирландскому и позже – святому, тому самому- покровителю зеленой Ирландии) и поведала ему о нелёгкой женской доле её монашек, страдавших от неразделённой любви или вообще без оной. Бригитту крайне возмущало, что женщинам запрещали проявлять инициативу в отношениях: им следовало лишь ожидать предложения руки и сердца от любимого или положившего на них глаз парня. Патрик проникся судьбой монашек и одобрил инициативу Бригитты: разрешить представительницам прекрасного пола делать предложения своим избранникам. Но – вот они коварные мужчины – сексисты! – лишь в високосный год. Говорят, что Бригитта Ирландская тут же позвала в мужья самого Патрика, но согласия не получила. Интересно, получила ли 100фунтов?! Что касается развития этой локальной эмансипации в другом английском регионе – Шотландии, то там в 13 веке едва не узаконили парламентским указом «дамское» предложение руки и сердца.
А дело было так. Во времена междуцарствия, когда королевой была семилетняя Маргарет – Норвежская Дева (внучка монарха Александра III), лорды разработали необычный акт. Обеспокоенные увеличивающимся количеством старых дев в знатных древних родах Шотландии: ведь мужчины-рыцари тысячами погибали на поединках и в войнах, они хотели с 1288 года и во все времена 29 февраля разрешить женщинам самим предлагать брак мужчине. При этом, парламентарии настаивали на том, чтобы в этом случае мужчина не имел права отказаться. Если всё же избранник – по предусмотренным исключениям – отказывался от руки и сердца избравшей его леди, его обязывали заплатить довольно значительный штраф или – что в некоторых случаях могло обойтись дороже: несостоявшийся муж должен был поцеловать отвергнутую, подарить ей шёлковую сорочку, пару чулок- перчаток… Однако, закоренелые холостяки и мужланы, составлявшие, очевидно, консервативное большинство парламента это впечатляющее предложение «забанили».
«Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки….»
Однако, шотландскую инициативу воплотили другие европейцы и неевропейцы.
В Дании, к примеру, был принят акт: если женщиной пренебрегли, то в качестве компенсации избранник должен был вручить ей 12 пар новых перчаток – это по тем временам и ценам было целое состояние.
В Англии мужчина, отклонивший предложение девичьих руки и сердца, если он был джентльмен, а не шаляй-валяй, просто обязан был подарить отвергнутой шёлковое платье красного цвета. Традиция вошла в англосаксонское право в 1600 году. Впрочем, её соблюдение не считалось обязательным, потому что, согласно другому имперскому закону, 29 февраля не имел юридического статуса и не являлся настоящим днём.
Что же касается США…
Аналогичный европейской традиции аналог делать мужчинам предложение связан с популярным днём Сэди Хокинс – главной героини популярного комикса, впервые изданного в 1937 году. Старая дева Сэди смертельно устала от одиночества. Когда «девушке» исполнилось 35 лет, отчаявшийся отец, используя своё высокое положение, собрал всех достойных холостяков города для своеобразной церемонии брачной охоты. Дичь – женихи, в роли современной Дианы – невеста, соответственно тот мужчина, которого она догонит, становится её супругом. Так, почти 80 лет назад у незамужних американских девушек на законных (или почти законных) основаниях появилась возможность погоняться за холостыми мужчинами. Если «охотнице» удавалось поймать кавалера и до заката притащить его к месту старта, он был вынужден взять её в жёны
Страшный Суд и инквизиция от Папы – гуманиста
Високосное 29 февраля – День «варенья» последнего римского папы эпохи Ренессанс Алессандро Фарнезе. Казалось бы, где мы – православные (и не совсем), и где этот безнадежно католический Ватикан. Но без Папы Павла III мир мог бы и не обрести просто космогонических шедевров. И таких же колоритных изуверов.
Рыбак – рыбака, Папа – Папу…
Мальчик появился на свет в благородной итальянской семье в 1468 году. Одаренный юноша практически подростком получил образование у главы итальянских гуманистов, одного из основателей Римской академии, Помпония Лета. Во времена правления Лоренцо Великолепного «Саша» во Флоренции вошел в круг Медичи, став лучшим другом Джованни Медичи (будущего Римского Папы Лео Х). В это же время Фарнезе окончил университет Пизы.
В 1493 году тогдашний Папа Александр назначил 25-летнего, не имевшего сана Алессандро управлять сразу тремя епархиями. Практически все доходы Фарнезе направлял на поддержку искусства. Таким возвышением Алессандро был обязан своей родной сестре – Джулии Форнезе, бывшей на тот момент любовницей Папы Александра VI.
Через 10 лет, в 1513 году, когда АФ принял кардинальский сан, он вплотную занялся политикой. Впоследствии он получил в награду от Папы Юлия II четвёртое, а от Климента VII – пятое епископство. Алессандро стал незаменимым помощником пяти Папам Римским, в выборах которых он принимал участие, прежде, чем его самого избрали Папой в октябре 1534 года, когда ему уже было 67 лет.
На тот момент у галантного и обворожительного кардинала Фарнезе было четверо детей: три внебрачных сына впоследствии папская курия признала их законными) и красавица дочь Констанция, ставшая женой герцога Сфорца.
Понтификом Павел III стал благодаря своим дипломатическим талантам. Конклав кардиналов, избравший после смерти Климента VII Фарнезе папой, полагал, что благодаря своему значительному политическому опыту, Павел III сумеет маневрировать между Германией и Францией. Ему и вправду это удалось.
Начало «Пашиного» понтификата не предвещало того, что Папа станет реформатором обычаев папской курии. Поначалу продолжал цвести порочным цветом непотизм: явление, когда Папы Римские раздавали доходные должности и высшие церковные звания или земли близким родственникам для укрепления своей власти. Вот и Павел трёх внуков сделал кардиналами, причём лишь один из них достиг на тот момент совершеннолетия. Его сын, Пьер Луиджи, был назначен гонфалоньером (знаменосцем, хорунжим) Церкви.
Впрочем, безусловным прорывом понтифика стало назначение кардиналами (помимо своих непотов) многих известных государственных деятелей- сторонников церковной реформы. По требованию Павла ими была создана программа преобразований, ставшая в 1545 году основанием для созыва нового XIX Вселенского собора в Триденте.
Итогом полуторалетней работы Тридентского собора явилась верификация Никейского символа веры, а также принятие 16 догматических указаний, которые покрыли большую часть доктрины католицизма. Не знакомы с этими догматами?! И Бог с ними. На жизнь паствы они никак на повлияли, церковники умнее не стали. Да и работа собора не была закончена, когда в 1547 году понтифик перенёс его под предлогом разбушевавшейся эпидемии чумы подальше от немцев – в Болонью. Павел III стремился именно к вынесению Вселенского собора с территории Германии, точнее, к выводу его из-под влияния императора Карла. Такое решение обидело монарха, и его взаимоотношения со Святым престолом вплоть до смерти Папы оставались, мягко говоря, прохладными.
В католической истории Павел остался и благодаря реформированию монашеских орденов. Буллой «Regimini militantis Ecclesiae» было утверждено общество Иисуса (проще говоря, иезуиты), основанное Игнатием Лойолой. Лойола учил, что инквизиция нужна именно в Риме, в центре христианского мира, и возглавить её должен именно Папа Римский – наместник Иисуса на земле. Инквизиция должна быть независима от светской власти. Именно она ложна вершить суд над еретиками всего христианского мира. Это предложение было поддержано кардиналом Караффой – ближайшим советником понтифика и испанским кардиналом де Толедо. Не забывайте, то было время, когда уже набрал популярность другой реформатор – как раз из Германии – Мартин Лютер, паписты ему были просто вынуждены противостоять. И оба упомянутых кардинала были непримиримыми врагами Лютера и надеялись «спасти» католическую церковь с помощью иезуитского монашеского ордена.
И Павлу Третьему инквизиция была нужна как воздух. Он надеялся с помощью этой жуткой институции ослабить позиции и подвергнуть террору своих противников – сторонников примирения с реформацией. Особое недоверие папская инквизиция испытывала к гуманистам, учёным, считая их рассадником еретических воззрений. Снова стали преследовать францисканцев – они только вздохнули при Папе Клименте. По всей Италии вновь запылали костры, воспламенённые с папского благословения…
И тем не менее отцы церкви частенько именуют Пашу Третьего последним Папой – гуманистом. А вот так календарно совпало: вместе с понтификом, чей день рождения можно было отмечать изредка, угасла и эпоха Возрождения.
Кроме того, все те же историки Ватикана настаивают, что Павел Третий был весьма обаятельным и доброжелательным человеком – почти как Освальд Вустерский, но на фоне пожара инквизиции. По их оценке: «Благочестие Павла III, его стремление вывести католическую церковь из кризиса, администраторский талант, восстановление Рима после погрома 1527 года, поддержка науки и искусства, позволяют называть его понтификат самым удачным в истории папства». Но и дипломаты европейских держав были о папе неплохого мнения: в своих сообщениях описывали понтифика как приветливого и проницательного, с размеренной речью, общительного, изящного итальянца.
Мы же можем – не без натяжки – ну, время было такое, назвать Павла гуманистом только как мецената. Вот как начал он в молодости восхищаться и финансировать художников, так до самой кончины и поддерживал искусство и, как ни странно, науку. В годы его понтификата были отреставрированы и перестроены многие римские сооружения, а тогдашний долгострой- собор Святого Петра по решению папы возглавил Микеланджело. Буонаротти же было поручено расписать стену алтаря Сикстинской капеллы – именно так появилась прекрасная и ужасная фреска «Страшный суд». При понтифике Буонаротти начал и строительство площади Капитолия, чтобы вернуть холму прежнее величие. Кстати, именно Павлику III Коперник посвятил свою работу «Об обращениях небесных сфер».
Наука на страже желудка
Следующая високосная история поучительна для современных незнаек, что противятся изучению законов Кеплера на уроках школьной астрономии, невежественно утверждая, что «в жизни им эта абракадабра не пригодится». Вот некто Кук тоже так думал, пока его не съели аборигены. А вот генуэзец (или как ошарашивают современные историки – крещеный испанский иудей) Коломбо думал иначе, и потому его со товарищи не только не съели дикие островитяне, но и принесли «на блюдечке с голубой каемочкой» много всяких вкусностей и питательностей.
А дело было так. Увлекавшийся с младых ногтей астрономией Христофор Колумб как-то (совершая свое четвертое путешествие) сел числа этак 5 февраля 1504 года вместе со всеми кораблями и матросами на мель у брегов Ямайки.
Положение мореплавателя было отчаянным. Почти вся команда болела, продовольствие – на нуле… Поначалу местные жители охотно делились едой с попавшими в тяжёлое положение путешественниками. Но вскоре островитянам надоело кормить и лечить чужеземцев. Христофор Домениканович сломал голову: как заставить индейцев помочь испанцам?! Нужно было сотворить чудо, и Колумб его откопал в астрономических таблицах, которые всегда брал с собой.
Согласно расчетам, 29 февраля 1504 г. намечалось лунное затмение. Да ни какое- нибудь, а полное. Зная, что местные, как все смертные суеверны, адмирал пригласил к себе всех касиков острова и на чистом испанском языке объявил аборигенам, что ему было видение: Бог, в наказание за скверное отношение к испанцам, решил забрать у индейцев Луну. Толмач перевел спич Колумба иностранным товарищам слово в слово. Касики тоже были не лыком не шиты: намаялись с этими белыми захватчиками. Они и бровью не повели: мол, «будем посмотреть».
Когда же черная тень в предсказанный Христофором Доменикановичем день и час напрочь закрыла лунный диск, они поняли, что попали…
Островитяне бросились в ноги Колумбу, умоляя того передать своему богу, чтобы тот сжалился. Колумб ушел в палатку «поговорить с Всевышним». Говорил долго: он же знал длительность затмения. Наконец вышел и сообщил обеспокоенным касикам, что если они будут слушаться Колумба и его людей, то луну им вернут. И как только те согласились выполнить любые требования Колумба, Луна стала выходить из тени, и вскоре на радость дикарям, засияла в своем привычном блеске. С той минуты Христофор Колумб и его команд всегда были сыты и обихожены.
Эклектичный Кленце и его архитектурные коленца
Вас впечатляют атланты, что, согласно поэту, «держат небо на каменных плечах», а на самом-то деле подпирают своды имперского музея в Петербурге?! Меня тоже. А еще я все чаще вспоминаю об этих потрясающих статуях, когда слышу современные уморительно-утопические сентенции по поводу импортозамещения. И где бы сейчас находился туристический кластер Северной Пальмиры, стесняюсь спросить, без воплощенных замыслов итальянцев Кваренги и Растрелли, французов – Бетанкура и Монферрана и, наконец, немца Лео фон Кленце, что построил по заказу Николая Первого здание Нового Эрмитажа в тогдашней российской столице?!
А ведь не было бы этого чудесного культурного заведения без 29 февраля. Именно в этот день в 1784-м году в Шладене в семье чиновника – небедного, к слову, родился будущий
архитектор, живописец, яркий представитель классицизма и основоположник стиля неогрек Лео фон Кленце. Родители прочили его в юристы, но юноша вдруг увлекся архитектурой и, начхав на немецкое право, пошел учиться в Берлинскую строительную академию к Давиду Гилли. Потом Лео отправился в Париж, где обучался в Политехнической школе у Ш. Персье и Ф. Фонтена., да еще брал уроки декоративной живописи.
Из Парижа Кленце отправился в своё первое путешествие по Италии, где был очарован и околдован волшебными произведениями Ренессанса. Вернувшись лет через пять в Германию, Лео Кленце получил место «королевского архитектора» в Касселе – при дворе младшего брата Наполеона. По заказу Жерома Наполеона Кленце за девять месяцев осуществил свой первый проект – дворцовый театр при замке Вильгельмсхоэ.
Потом говорить долгое время было не о чем: Кленце женился, они с женой родили кучу ребятишек, а потом – по завершении наполеоновского периода – молодой архитектор стал безработным. В поисках заказов и везения все семейство перебралось в Париж, но удача как-то уворачивалась от старательного и талантливого зодчего.
Пока в Париже архитектор не встретил наследного принца Баварии Людвига, пригласившего Лео к своему двору. Людвиг I, собравший к тому времени множество античных произведений искусства, хотел построить для своей коллекции некий «храм искусства». Кленце принял участие в конкурсе на постройку в Мюнхене Глиптотеки и выиграл его, в результате чего получил должность архитектора при дворе короля и вместе с этим широкие возможности по превращению Мюнхена в «немецкие Афины». «Тендер» Кленце выиграл с горя: никакого энтузиазма от Мюнхенского проекта он не испытывал, ибо страстно рассчитывал на успех в Париже. Мюнхен же его откровенно разочаровал: небольшой городок с населением около 40 тысяч жителей. И все эти 40 тысяч не в восторге от новых перспектив своего развития. Но с течением времени ЛК удалось своими творениями превратить Мюнхен в резиденцию европейского уровня по образцу Рима и Парижа.
Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте
Если вы бывали в Мюнхене, то видели Глиптотеку на Кёнигсплатц – величественное строение в греческом стиле, одно из самых крупных хранилищ античных скульптур, первое сооружение, возведённое Лео фон Кленце в 1816-1830 гг.
Потом Кленце была возведена Первая мюнхенская Пинакотека (здание в форме венецианского дворца), сегодня именуемая Старой, ставшая примером для художественных музеев Рима и Брюсселя. По проекту зодчего в городе Мюнхен выстроены вписанные в городские ландшафты королевская резиденция, Пропилеи на Кёнигсплатц, Национальный театр, Галерея освобождения от Наполеона (Бефрайунгсхалле) в Кельхайме, Галерея славы – Пантеон немецкого народа (Вальхалла) под Регенсбургом, церковь Всех Святых, дворцы графа Арко и многое, многое другое. Большинство зданий исполнено в древнегреческом стиле. Но с непременными элементами и других архитектурных направлений. В общем, таким красивым и необычным провинциальный Мюнхен стал благодаря таланту и результативности Кленце.
Вам Мюнхен нравится?! Мне тоже. Почти как питерский Новый Эрмитаж. Я в это здание время от времени влюбляюсь.
А появилось оно у нас, после того, как российский император Николай I, гостивший в 1838 году в Мюнхене и восхищённый работами талантливого архитектора, пригласил его в Санкт-Петербург для возведения здания нового музея. Царь решил построить НЭ не только потому, что екатерининский Эрмитаж уже не вмещал всю коллекцию произведений искусства. Николай Палыч вознамерился сделать его еще и открытым для публики. А вы все: «Палкин, Палкин», а Палкин-то был чувствителен к прекрасному и обладал изрядным вкусом.
Кленце разработал проект «устройства музеума» для размещения в нём собрания античных памятников, живописи и скульптуры, монет и медалей, рисунков и гравюр, резных камней. Работы по возведению Эрмитажа начались в 1842 году. Немецкий архитектор семь раз посещал и подолгу Петербург. Грандиозное строительство было завершено к февралю 1852 года.
В облике сооружения объединены различные стилистические решения: ренессанса, античности и барокко, несущие акцент классицизма. Все фасады здания имеют индивидуальное оформление. Первоначально планировалось устроить главный фасад Нового Эрмитажа со стороны Зимнего дворца. Однако уже во время строительства появилось распоряжение об устройстве главного входа со стороны Миллионной улицы. Готовые оконные проёмы со стороны Зимнего дворца заложили кирпичом, проёмы оставили для размещения в них статуй. Тогда же был создан парадный портик. До 1930-х годов он и был главным входом в Эрмитаж.
Главный вход в Новый Эрмитаж фон Кленце предложил оформить десятью фигурами атлантов, прототип которых стали фигуры, когда-то размещавшиеся на фасадах древнего храма Зевса в Акраганте (на Сицилии), построенном в V веке до н. э. Лео фон Кленце хотел выполнить атлантов из красного гранита. По его рисункам скульптор И. Гальбиг в Мюнхене даже успел выполнить малую модель, присланную в Петербург. Но В. П. Стасов предложил использовать для фигур серый сердобольский гранит, а скульптор Александр Иванович Теребенёв в 1846 году значительно переработал оригинальный замысел. Его вариант и был принят к исполнению. Главным помощником Теребенёва был каменотёс Г. А. Балушкин. Вытёсыванием каменных фигур занимались 150 человек. Окончательную отделку фигур производил сам скульптор, он лично занимался их лицами. К 1 сентября 1848 года атланты были готовы и установлены на свои места Работа удовлетворила фон Кленце. Он рассыпался в комплиментах русским коллегам, нескольких потом не раз привлекал к другим своим проектам. Кленце отметил, что «красота и благородный стиль этих скульптур, чистота и точность работы не оставляют желать ничего лучшего», а также, что эти атланты «в отношении подлинной художественной ценности красоты во многом превосходят как гранитные монолиты колоссов египетских фараонов... так и всё известное в том же роде».
28 статуй на фасаде Нового Эрмитажа, если помните, изображают мастеров искусств древнего мира. Латинским алфавитом указаны их имена. По сторонам от входа в Новый Эрмитаж установлены шесть металлических скульптур, по три с каждой стороны. Места для статуй выбирались исходя из расположения залов. Западная часть Нового Эрмитажа была отдана под экспозицию античной скульпторы, восточная – под библиотеку и кабинет рисунков. Если стоять к зданию лицом, то справа налево у стены первого этажа будут: Рафаэль Морген – итальянский гравёр, Дедал – герой древнегреческого мифа, Иоганн Иоахим Винкельман – немецкий историк античного искусства, Смилид – древнегреческий скульптор, Онат – древнегреческий скульптор и литейщик и т.д.. На консолях второго этажа разместили великих художников Нового времени: Дюрера, Рубенса, Тициана и других.
Високос новейшего времени
Вообще, событий за все века человеческой истории 29 февраля собрал не так уж много, но и не так уж мало. Доживем до следующего високосия, расскажу вам о некоторых музыкальных и компьютерных знаках этой пульсирующей даты.
А в завершение сегодняшнего путешествия во времени – несколько мазков на 29 февраля чисто российских красок.
Нет гастролёрам!
29 февраля 1932 года газета «За коммунистическое просвещение» обсуждает – с жаром, в полемической борьбе – нелепую ситуацию на Магнитке. На строительство металлургического комбината прибыл агитвагон московских работников образования. Прибыл с благой миссией – помочь уральским педагогам усовершенствовать методическую базу – тогда Наркомпрос (аналог нынешнего министерства образования) каждые два года менял «курс» и ЦУ для педагогов: в 1932-м началась острая стадия так называемой «индустриальной горячки».
Курс переподготовки, что должны были вычитать московские товарищи, был рассчитан на 80 часов, а центр не профинансировал пребывание вагона в Магнитогорске на должное время. На недостающие две недели москвичи (ох, ничего не меняется в этом подлунном мире) велели раскошелиться местным властям. Но гегемон так просто не сдался: магнитогорцы написали возмущенное письмо во все столичные инстанции – нет «гастролерскому подходу к народной стройке»!
Может, и сейчас нечто подобное соображают жители южноуральской столицы по поводу подзадержавшихся в местных коридорах власти магнитогорских аборигенов?!
Пир во время чумы
29 февраля 1992 года в Москве, в Доме Кино состоялся праздник «Независимой газеты». На торжество собрались Горбачев, Шапошников, Руцкой, Гайдар, Собчак, Боровой и прочие приближенные к «исторической» власти лица. Звезды шоу-бизнеса только что не дрались (а может кто кого и оттаскал) за то, чтобы выступить в большом концерте по случаю. Угощение гостей включало в себя , помимо всего прочего, черепаший суп и свежие устрицы, доставленные самолетом из Парижа (последний раз такой «разврат» столица видела в 1917 году- до всяческих революций). Пир можно было описать только одами гурмана Державина или враками гоголевского Хлестакова: «На столе, например, арбуз – в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку – пар, которому подобного нельзя отыскать в природе».
В некоторых кругах мероприятие получило ироническое название «Праздник развала Союза». Считается, что этим же банкетом был дан своеобразный «старт» множеству излишеств олигархов и приближенных к власти лиц, которые в дальнейшем не стеснялись кутить в любых обстоятельствах и при любой ситуации в стране.
А вы помните 1992-й?! Я – да: в сберкассе люди не могли снять со счетов деньги на похороны близких- наличности в обороте страны не было.
Если вы думаете, что на этой критической ноте я закончу современное високосие, то ошибаетесь.
Нота будет зловещей. Тоже из нашей недавней истории.
29 февраля 2000 года в Аргунском ущелье 90 десантников 6-й роты 104-го полка 76-й Гвардейской Псковской дивизии ВДВ вступили в бой с отрядами боевиков численностью свыше 2000 человек. 84 десантника погибло.
Москва, Марина Краенко
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»