Театральный Шемякин: в Челябинске открылась выставка работ знаменитого художника (ФОТО)
В Челябинске открылась выставка Михаила Шемякина «Художник и театр». Автор приехал на открытие в компании супруги – американки Сары де Кей.
Как передаёт корреспондент NDNews.ru, выставка представляет «театрального Шемякина»: здесь эскизы, маски и костюмы к балетам, над которыми работал художник. Работы – таинственны, сказочны и пугающи.
Их главный герой – длинный нос, который то обрастает мышиными усами, то изгибается в горбинке, то превращается в маскарадную маску. По словам Шемякина, нос для него – отражение характера. «Это очень выразительная часть лица, которая сразу создаёт образ: нарисуешь нос картошкой и перед тобой простодушное, крестьянское лицо, нарисуешь крючком – и уже какой-то Кощей Бессмертный». Действительно, без носа Шемякину никуда, ведь его работы основаны на фантастических сказках Гофмана и, главным образом, на»Щелкунчике», где главные действующие лица – длинноносые мыши.
Любовь к Гофману Шемякин объясняет своей «немецкой» биографией: он родился в годы войны. После победы его отец стал комендантом Кёнигсберга, а затем семья переехала в Саксонию, таким образом «до 1957 года я рос среди немцев». Искать в его работах элемент политики или особую эмоциональность, или, наоборот, рациональность, автор не советует. По его словам, с политикой он «завязал» ещё в годы советской власти, когда отсидел в соответствующих лечебных учреждениях. Его рисунки – это «просто» попытка сделать конкретную работу, реализовать конкретную идею: «ты берёшь в руки карандаш, и у тебя либо получается, либо нет».
Новости «Новый Регион – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте
Художник высказался и по поводу сегодняшнего состояния искусства в России, повторив мысли Александра Сокурова, посещавшего Челябинск в феврале. Как и Сокуров, он в первую очередь обратил внимание на плачевную ситуацию в образовании: «старые профессора уходят, а новые специалисты не хотят учить за гроши. То, чем мы гордились раньше – академизм, сейчас исчезает». Образовательная база СССР давала, на его взгляд, достойные плоды и в искусстве. «В Советском Союзе было великолепное кино, великолепные художники, а сейчас что? Показывают про паханов, про «новых русских». Сейчас никто никому не нужен, сегодня в почёте не умный, не талантливый, а вор. Сегодня нигде не воруют так, как в России, разве что в Африке».
По мнению Шемякина, соцреализм в искусстве, как бы его ни критиковали, не был лишён смысла. А в целом, Россия, считает художник, дала «два великих взрыва в изобразительном искусстве: это русская икона и советский авангардизм». На последнем, утверждает мэтр, выросло американское искусство. А Россия, по его словам, берёт у Запада только плохое.
Челябинск, судя по всему, Шемякину не понравился, правда, он выразился не так резко, как Сокуров, с иронией заявив, что у «города большое будущее»: есть, для чего приглашать молодых архитекторов.
Отметим, для поддержания молодых талантов, Шемякин по договорённости с ЧГАКИ включит челябинских студентов в свой специальный выставочный проект.
Челябинск, Анна Вырупаева
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»