Бюджет Челябинска трещит под тяжестью транспортной проблемы: за 8 лет в отрасль вложили 5 миллиардов, результатов никаких
Челябинские финансисты заявили, что бюджет города может не выдержать «транспортной» нагрузки. Расходы на муниципальные перевозки пассажиров ежегодно растут, а отрасль не выходит из кризиса.
Как передает корреспондент NDNews.ru, расходы на транспортное обслуживание населения в настоящее время являются одним из самых больных вопросов городского комитета финансов.
Председатель комитета Ирина Лукина подчеркнула, что, сколько бы власти не решали этот вопрос, он все время остается: сейчас два муниципальных предприятия фактически являются банкротами, в «Челябавтотрансе» уже назначен конкурсный управляющий. При этом МУПы в южноуральской столице проходят через процедуру банкротства практически каждую пятилетку, вновь созданные организации с точностью повторяют судьбу своих предшественников.
В 2015 году из бюджетов всех уровней на транспортное обслуживание жителей Челябинска было направлено 800 миллионов рублей, в том числе из городской казны – 639 миллионов. По словам Ирины Лукиной, выделение средств происходит путем перераспределения из других не менее важных статьей бюджета. Некоторые направления вообще оставили нулевыми, например, озеленение и ливневую канализацию, с которой в Челябинске тоже постоянные проблемы.
Более половины средств, направленных на транспортное обслуживание, – это расходы на перевозку льготных категорий граждан. В начале текущего года в бюджете перераспредели 200 миллионов рублей на компенсацию МУПам перевозок льготников еще за 2014 год.
«Но нам все равно от предприятий поступают претензии и по 2014 году, и за более ранние периоды, то есть, сумма так и не определена. И это наша извечная проблема: мы не знаем, сколько же стоит в городе транспортное обслуживание населения, соответственно такое же и планирование, – заявила председатель комитета финансов. – В этом году мы вообще просядем в связи с тем, что не заложили в бюджете даже льготные категории в полном объеме, у нас средств хватает только до мая».
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
По словам чиновницы, с 2008 года на транспортное обслуживание ушло более 5 миллиардов рублей, а результатов никаких.
«Конечно, мы понимаем значимость социальной поддержки населения, но мы все-таки настаиваем на том, что ту нагрузку, которая сейчас у нас существует, мы не выдержим. Как показывает динамика, при уменьшении бюджета (ежегодно доля собственных доходов сокращается), идет рост числа льготных категорий граждан, мы это видим», – сообщила Лукина. Так, если в самом начале введения бесплатного проезда требовалось 150 миллионов, то теперь 355 миллионов и не факт, что это конечная сумма.
Председатель комитета финансов также подчеркнула, что муниципальный долг на сегодняшний день составляет 38% от городского бюджета, что очень серьезно, но все дополнительные доходы идут не на погашение задолженности, как того требует законодательство.
Заместитель главы города Елена Мурзина заявила, что финансовый блок настаивает на пересмотре схемы перевозки городских льготников.
Напомним, в настоящее время все челябинские пенсионеры, не имеющие федеральных или региональных льгот, ездят на всех видах транспорта бесплатно без ограничения поездок.
Федеральные льготники ежемесячно пополняют транспортные карты на 230 рублей (субсидия из госказны) и также сколько угодно могут ездить по городу в муниципальных автобусах, трамваях и троллейбусах.
Больше всех не повезло региональным льготникам. До 1 ноября 2015 года при пополнении карты на 220 рублей количество поездок для них также было не ограничено. Но после повышения стоимости проезда, городские власти почему-то решили сэкономить именно на этой категории, получившей льготы как ветераны труда: за 220 рублей теперь можно совершить всего 15 поездок. А для неограниченного числа передвижений необходимо пополнять карту на 450 рублей ежемесячно.
Стоит отметить, что еще на стадии обсуждения новых тарифов, председатель комитета финансов заявляла: повышение не принесет существенного роста доходов МУПов, поскольку муниципальный транспорт перевозит слишком много льготников.
Финансисты предлагали транспортникам несколько вариантов схем льготного обслуживания, в том числе, фиксированное числе поездок, но от них отказались.
В результате обсуждения члены комиссии Гордумы по экономике решили поручить начальнику управления транспорта Олегу Козлову выйти с инициативой на мэра Евгения Тефтелева о включении в бюджет 2017 года конкретной суммы на транспортное обслуживание населения.
Ранее депутаты поручали подготовить инициативу о «бюджетировании процесса» вице-мэру Владимиру Алейникову.
«Нужно будет отправлять Алейникова за согласованием этой позиции к губернатору и Заксобранию, потому что вопрос здесь политический, – заявил председатель комиссии Горудмы по экономике Александр Вышегородцев. – Потому что сегодня у нас выборы в Госдуму, завтра у нас будут выборы президента, послезавтра опять выборы пойдут уже городские и все по кругу… Позиция очень простая – бюджетирование. Если мы говорим, что народ ездит бесплатно, тогда, пожалуйста, сформируйте источники. Другого здесь не придумаешь».
Челябинск, Апрель, Юлия Малецкая
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»