Театральный электрошок со сливками или мумификация культуры по Дубровскому Авторская колонка Марины Краенко
Под занавес театрального сезона (до конца месяца затягивается лишь действо в театре оперы и балета, благодаря традиционному фестивалю «В честь Екатерины Максимовой») не могу не «подать реплики» по поводу озвученной не так давно инициативы губернатора создать в Челябинске музей театральных искусств. Один из подчиненных БД сообщил культурно озабоченной южноуральской «диаспоре», что Дубровский, посетив Бахрушинский музей, так впечатлился этим проектом, что решил создать аналог, суконно выражаясь, в Челябинске.
В принципе уже смешно: а, если консультанты сводят Дубровского в Лувр и Мулен Руж, он «отчается» на строительство дворца по примеру одного из королей династии Валуа, а в особняке, к примеру, Яушевых организует кабаре, «выселив» из модернового домика местную картинную галерею, шедевры которой перевезут в челябинский Нью-Лувр?! Или поместит реплику парижской «красной мельницы» в здании одной из бывших мельниц челябинских купцов Кузнецовых?!
Страшно даже представить, каковы были бы последствия для культурной среды южноуральской столицы, если бы руководитель региона вдохновился такими проектами как петербургская ( и прочие мировые) Кунсткамера или музей восковых фигур мадам Тюссо…
А если бы «партайгеноссе» велели Дубровскому не медведицу- театроведа Ямпольскую в ГД от Южного Урала провести, а, скажем, волейболистку Екатерину Гамову? Он бы снес, к ядрёной фене, все эти театры с музеями и превратил площадь Ярославского в один мега-волейбольный зал?!
Но это сначала смешно. Потом накатывает возмущение, сменяемое волной грусти.
А позже (в порыве творческого отчаяния) возникает потребность написать пьесу или даже две, идеи которых я и вынесла в заголовок своего «плача».
Но как всякая противоречивая особь женского полу, в конце концов, решила написать Борису Александровичу письмо. Из жалости. И к нему, и к нам.
Борис Александрович!
Вас обманули, нарушив логику причинно-следственных связей разных культурных феноменов.
Во-первых, сначала нужно вложиться в развитие театральных искусств. А потом уже результаты увековечивать. Как говорил Пикассо, «дайте мне музей и я заполню его».
Вы действующий губернатор. Ваша обязанность – наши деньги, т. е. бюджетные средства, формируемые из налоговых отчислений граждан и предприятий области, тратить на развитие довольно бедненького культурного пространства региона. Так сказать, способствовать расширению – и театральной, в том числе, среды.
А пока у вас в главном оперном театре региона обшарпанные паркет и колонны; истертые до степени тлена ковровые дорожки – уже просто тряпки на мраморной лестнице ( тоже требующей реставрационных работ), а юноши в кордебалете до того разнокалиберные по росту и весу, что превращают классику танца в пародию на эту нетленку, да и в других театрах бедность несусветная – ну, правда, не стоит, колбинскую электростанцию превращать – за наш счет, хоть и по вашему – «царскому» – веленью, в музей театра. Лучше, хотя бы один челябинский театр превратите в нечто вроде Ла Скала или «Глобуса» – чтобы на очередную премьеру в «вверенный Вам регион» (как, например, в соседнюю Пермь) валом валили и свои, и столичные театралы. Это, кстати, пособит и реализации Вашей идеи по развитию одного из прорывных «кластеров» – туристического.
Во-вторых, если уж загорелось стать южноуральским Бахрушиным – бывают в жизни такие озарения – да ради бога, только за свой собственный счет. Как это богатей и эстет Бахрушин и сделал. Это уже при Ильиче музей Алексея Александровича стал государственным ( а сам капиталист стал его директором), а до «эпохи исторического материализма» эта замечательная коллекция эскизов костюмов и декораций талантливых художников своего времени, фотографий и портретов, сценических костюмов великих актёров, программок и афиш спектаклей, редких изданий по театральному искусству и прочих, так сказать, «вещественных знаков» невещественной театральной субстанции была его личной собственностью в особняке (созданном по эскизам Карла Гиппиуса и выдержанном в стиле ранней английской готики), что этот промышленник построил на личные средства и конкретно для воплощения своей заветной «мечты-идеи» – создания сокровищницы мировых театральных «артефактов».
И проект этот был отнюдь не патриотическим, как Вам, может быть, сообщили. Бахрушин был поклонником не русского театра, а театра вообще. И экспонаты привозил со всего мира, а не только собирал пуанты, парики илиноты, скажем, земляков – московских известных артистов.
Это да: в поисках экспонатов Бахрушин совершал длительные путешествия по России, из которых привозил театральные раритеты, произведения народного творчества, мебель и старинные русские костюмы. Но он стал завсегдатаем и в антикварных магазинах Парижа, Лондона, Берлина: в первом десятилетии XX века он трижды предпринимал поездки для пополнения разделов по истории западноевропейского театра, из «старушки Европы» и привез личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, редчайшие музыкальные инструменты.
Это уж потом одним из основных источников пополнения коллекции музея стали «безданные и беспошлинные» дары «лицедействующей братии», проникшейся идеей Бахрушина о создании театрального музея и потому присылавшее коллекционеру в подарок фотографии, автографы, мемориальные вещи. На следующем этапе развития проекта появились и популярные – в кругу московской богемы, конечно, – «Бахрушинские субботы». На «огонёк» к капиталисту заходили Южин, Ленский, Ермолова, Шаляпин, Собинов, Станиславский с Немировичем-Данченко.
Так что, вообще-то, идея создания узкопровинциального театрального музея на фоне уже давно воплощенного бахрушинского замысла выглядит несколько куце.
А уж если домашние тапочки и гребень Наумова Орлова разместить в экспозиции несостоявшейся маслобойни на улице Труда – именно это сливочное предприятие хотел обустроить в здании южноуральский купец Колбин, когда только-только купил его у коллеги Первухина, – так это вообще буффонада, а не замысел государственного мужа и мецената. Особняк Первухина – Колбина , конечно, модерновый. Но модерн-то специфический – промышленный…
Колбинский особняк времен Бахрушина
Стройте уж тогда свой «Версаль на Зацепе» (как называли бахрушинскую усадьбу в Замоскворечье современники). Если сумеете воплотить, как покровитель и знаток искусства, такой грандиозный проект пусть и с явным региональным акцентом – «респект и уважуха». Но на свои, плиз, непосильным трудом заработанные рублики. А от казны челябинской – руки прочь. Тем более, что участников саммита ШОС, для коих, судя по контексту вещания ваших «ответственных по культуре» и просто архитекторов- исполнителей, и затевается это преобразование (наряду с «изъятием 70 бараков для хознужд») провинциальный театральный музей в культурный шок не повергнет. Могу держать пари. Ибо просто знаю людей, что Вам эту идею «подкинули» – ничего восхитительного они еще ни разу не создали ( и даже не придумали), вероятно, и не создадут. Подзаработают – это да, в том числе, и номенклатурных очков.
«Новый Регион – Челябинск» в контакте, Одноклассниках и Facebook*
И вот еще какую большую музейную тайну я вам открою: артефакты великих театральных достижений города Че вполне уместятся в уже имеющихся музейных заведениях региона. Хоть в одиозном краведческом, хоть в музее искусств (Вам, что, не сказали, что такой музей в областном центре имеется?!)-хоть в МУПе «Музей истории города ». Была бы экспозиция сделана толково, не говорю уж – талантливо…
А для креативных музейных проектов требуются классные специалисты, а не ваши «массовики- затейники» из соответствующих министерств и ведомств – ленивые серенькие чиновники, которые и в партнеры «по проектам» себе выбирают личности неброские – дабы избежать конкуренции.
Но я отвлеклась.
Вернемся к нашим, пардон, баранам.
Посещение выставки «Храм любви Наума Орлова и челябинские театральные художники» в Бахрушинском музее столицы, возможно и произвело на Вас огромное впечатление, но искушенная-то публика знает, что сделана и эта экспозиция не очень добротно. И дело тут не в Сельвинской или других художниках, с которыми сотрудничал Наум Орлов, черт знает сколько возглавляя местную драму, а в квалификации самих музейщиков. Невысокой, по современным меркам.
У них и постоянная-то экспозиция слабенькая: чего стоит хотя бы портрет Вацлава Нижинского в образе Альберта 1910-го года, на котором у танцовщика горе-фотограф «отрезал» икры и ступни…
Что же касается выставки, приуроченной к юбилею Орлова… Одно название скулы сводит от скуки (и коснозычия придумавших эту абракадабру). А кому придумывать-то? Провинциальному актеру по образованию и опыту работы Александру Рубцову (нынешнему замдиректора Бахрушинского), которого и в театр к Орлову из ТЮЗа перевел, а потом и в Бахрушинский пристроил его очень близкий друг – действительно величина – Александр Мезенцев?! Или присутствующим на выставке ветеранам сцены – челябинским артистам «Орловского призыва»?! Так актеры произносят – это их профессия – всегда чужой текст, если не освоят «смежную» режиссерскую или литературную профессию. И, опять же, верить им – ну, никогда. Вот посмотрите – умилительное лицо Бориса Петрова, проникновенные речи о «дорогом Науме Юрьевиче». А ведь тот же самый Петров ( он и не Петров, на самом-то деле, как и Орлов – по папе-маме Каплан) в трудные 90-е говорил об Орлове совсем другие слова: у тетра нет путей развития, в драме застой. И уходил он от Орлова к своим коллегам Корнилову и Романовой, тоже покинувшим вотчину мэтра Орлова и создавшим семейный театр – «Ковчег»…
И Мезенцев – любимый актер Орлова – бежал от мэтра: сначала в Петербург, потом в столицу.
Да и сам Орлов появился в Челябинске ввиду личных неурядиц, делавших невозможным продолжение его режиссерской карьеры в Казани… Хотел побыстрее уехать из города Че – не получилось… А вы – музей, служение… Это печальные жизненные обстоятельства.
Из Челябинска таланты всегда стремились убежать. Частично потому, что региону постоянно доставались правители вроде Вас, в начале «царствования» заявившего: «культура Челябинску не нужна», мол, вот промышленность, наука…
Ну- ну…
Теперь вот вибрируете и дрейфуете в другую сторону, пообщавшись с Ямпольской и К. Так вибрируйте правильно!
Повторюсь: вложитесь в развитие театрального искусства. Только в советники по этому вопросу, так сказать, в гиды по миру прекрасного, возьмите не своих клевретов и не театроведа Ямпольскую, а самих деятелей театра. Да хоть Наталью Заварзину, которая, поездив по миру и ярко заявив себя на престижных оперных площадках, таки осталась в Челябинске. То, что на выделяемые копейки, ей удалось сделать с оперной труппой местного театра заслуживает не аплодисментов – оваций!
Сходите на «Князя Игоря» в местную оперу (никакого подвоха) – сюжет Вашей должности и прочим современным трендам соответствует. Кроме того, и один из баритонов – магнитогорец. А уж как сейчас исполняют в Челябинске арию Кончака – дух захватывает!
Это вам не премьера оперы в суминские времена – половецкие пляски под рояль, а на входе в театр – бастующие оркестр и полтруппы!
И потом, прелестное сопрано Натали – тоже Ваша землячка. Да если Вы такими кадрами украсите культуру региона – я раньше срока побегу за Вас голосовать на следующий губернаторский срок. А пока – извиняйте, рыдаем и смеемся над Вашими «консервными» проектами не по развитию, а по мумификации искусства театра в регионе «на базе» недавнего погорельца – бывшей электростанции купца Колбина на улице Труда…
Как говорил философ Джордж Сантаяна: «Музеи – это кладбища искусства». Может, пойдете инновационным путем?! Кладбища – отдельно, искусство – отдельно?! И не смешивать, тем более – не взбалтывать. При наличии Заварзиной можете даже не тужиться «что-то в консерватории подправлять» – только финансируйте…
Кстати, на региональных кладбищах, тоже не все в порядке, но об этом, полагаю, вам напишет еще не один озабоченный южноуралец…
Здесь предлагают разместить музей театральных искусств
Челябинск, Марина Краенко
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
© 2016, РИА «Новый День»