В преддверии федеральных выборов на Южном Урале опять пытаются разыграть экологическую карту. В регионе, славящемся многочисленными проблемами с окружающей средой, вопросы экологии ставятся регулярно. Особенно ощутима эта повестка в Челябинске, где сконцентрировано больше трети жителей области.
Правда, за всю новейшую историю южноуральского парламентаризма, дальше разговоров на экологические темы дело никогда не заходило. Так было, напомним, с планами по выносу за пределы Челябинска промышленных предприятий. Весьма популярная мечта 1990-х была благополучно оставлена, как только выжившие после приватизации заводы начали худо-бедно работать. Всякому было понятно, что новые хозяева ЧМК, ЧТЗ, ЧЭМК или ЧТПЗ не будут тратить свои кровные на строительство промышленных корпусов с нуля. Зато в качестве предвыборной программы звучало впечатляюще и красиво. В итоге единственной попыткой такого переноса стал переезд части производственных площадей радиозавода «Полет» в район Кременкуля. Правда, злые языки связывали это не столько с любовью руководства не самого «грязного» предприятия к экологии, а с интересом, проявленным одним известным предпринимателем к земельным участкам в центре города, да к тому же в непосредственной близости от «зеленых легких» Челябинска.
Да и о какой экологии можно говорить. Когда профильный комитет регионального законодательного собрания возглавляет Константин Струков – владелец печально известного Коркинского угольного разреза, регулярно поминаемого челябинцами в качестве источника дыма и вони, обволакивающих областной центр и прилегающие к нему поселки.
Выборы проходят, а экологические проблемы остаются. Для Челябинска они сконцентрированы вокруг четырех злободневных вопросов: состояние воздуха, строительство Томинского ГОКа, качество водных ресурсов и многострадальная свалка. И вокруг каждой из эти проблем концентрируются политики, как действующие, так и потенциальные, и общественность, в том числе в виде всевозможных экологических движений и организаций. NDNews попробовал разобраться, кто из них реально пытается решить проблему, а кто лишь хочет набрать очки.
Дым на небе, дым на земле
О традиционном челябинском смоге не говорил уже только ленивый. Столичные гости, прибывая в областной центр, считают первым своим долгом удивленно поинтересоваться: чем же дышат южноуральцы. Ведь нависающую над городом вязко-вонючую субстанцию даже воздухом назвать нельзя, сокрушаются всевозможные звезды первой и всех прочих величин. Не устают возмущаться качеством воздуха и рядовые челябинцы, особенно в дни неблагоприятных метеорологических условий, число которых год от года растет.
А вот экологи и политики воздухом в Челябинске интересуются весьма неохотно. Одно время довольно активно на эту тему выступал благотворительный экологический фонд «Моя планета» и его руководитель Виталий Безруков. С завидной регулярностью волонтеры отслеживали состояние атмосферного воздуха, весьма тщательно выясняя, не причастен ли к очередной весьма не ароматной дымке Коркинский разрез, а активист-эколог возглавлял Общественную экологическую приемную. Однако в последнее время риторика г-на Безрукова существенно изменилась.
Теперь экологический активист попутно является экспертом Общественной палаты Челябинской области, членом общественного экологического совета при главе региона, а с недавнего времени – еще и членом штаба поддержки губернатора. В итоге Виталий Безруков в продолжающейся уже неделю истории с челябинским смогом оказался «святее папы римского», заявив, что вся проблема – в горящих сибирских лесах. При том, что даже в «политически подкованном» Челябгидрометцентре не спешат сбрасывать со счета негативное воздействие местных промышленных предприятий. Но г-ну экологу сегодня гораздо выгоднее сажать деревья с депутатом Челябинской городской Думы и кандидатом в депутаты Думы Государственной Андреем Барышевым – ставленником владельцев Челябинского электрометаллургического комбината, который челябинцы регулярно обвиняют во вредных выбросах. Выбросами Безруков тоже занимается: регулярно отчитывается о количестве жалоб, поступивших в фонд и общественную приемную. Однако, как люди умудряются пожаловаться, остается загадкой: корреспонденты NDNews на протяжении двух дней безуспешно звонили по телефонам, указанным для обращений, но трубку никто не поднял.
Что нам стоит ГОК построить
Вопрос строительства в непосредственной близости от Челябинска и Шершневского водохранилища Томинского горно-обогатительного комбината буквально взорвал городскую общественность и вызвал небывалую активность неорганизованных масс.
Первыми «оседлать» эту тему попытались местные активисты партии «Яблоко». Лидер южноуральских «яблочников» Андрей Талевлин – давний и видный участник «зеленого» движения, руководитель экологического фонда «За природу», одним из активнейших участников движения против строительства Томинского ГОКа. Неудивительно, что акции противников ГОКа проходили при обилии флагов «Яблока» и сопровождались призывами голосовать за партию на предстоявших выборах. При том, что движение «Стоп-ГОК», объединившее большинство противников расширения деятельности Русской медной компании в Челябинской области, занимало подчеркнуто внепартийную позицию. Это, однако, не мешает отдельным его участникам уже сегодня, в преддверии выборов уже в Государственную Думу, до которых осталось полтора месяца, призывать голосовать за то же «Яблоко». Или за «ПАРНАС», чьи активисты также есть среди противников ГОКа. Обе партии наверняка намерены разыграть экологическую карту в ходе предвыборной борьбы в Челябинске и окрестностях. Даже после того, как г-н Талевлин по не совсем понятным причинам пошел на некую коллаборацию с РМК, заявив после встречи с ее руководством, что не видит ничего страшного в создании некоего не то консультативного, не то просто общественного совета при медном холдинге. Чем, кстати, едва не расколол движение противников строительства ГОКа.
А вот парламентские партии решили воздержаться от обсуждения проблемы строительства Томинского ГОКа. Понятна в этом случае позиция «Единой России» и ее как бы оппонентов, самонадеянно присвоивших себе имя «эсеров», в корне изменив первоначальное значение аббревиатуры. Если для «партии власти» экологическая проблематика никогда не была актуальна, а зачастую воспринимается ею и вовсе как признак «предательства» и служения «мировому закулисью», то так до сих пор и не состоявшаяся «вторая нога» российской партийной системы действует исключительно прагматично. РМК является одним из спонсоров «Справедливой России», а кто же будет кусать кормящую его руку?
С КПРФ ситуация немного иная. Местные коммунисты весьма рьяно взялись в конце прошлого года за тему Томинского ГОКа. Действовали напористо и шумно. Развернули кампанию по подготовке к референдуму по вопросу строительства ГОКа. Однако очень быстро устали. Сначала отказались готовить референдум под партийными знаменами, пообещав всяческую юридическую поддержку внепартийным инициаторам. Потом провалили несколько попыток по сдаче в территориальные избирательные комиссии документов для регистрации инициативных групп. А потом и вовсе затихли. Правда, среди противников строительства Томинского ГОКа зла на местных КПРФ-оцев не держат. Говорят, что внезапная «усталость» южноуральских коммунистов наступила после визита их лидеров в Москву, где «старшие товарищи» устроили челябинцам нешуточную головомойку, рекомендовав в порядке партийной дисциплины воздержаться от близкого общения с «иностранными агентами» и прочими представителями «пятой колонны» на местах. Что, в принципе, только подтвердило: экологические вопросы волнуют КПРФ только с точки зрения конвертации в политические дивиденды.
Дыра в центре города
Еще одна беда Челябинска – мусор. Бороться с ним пытались неоднократно и всевозможными способами. Например, пытаясь приучить горожан к раздельному сбору отходов. Но у городских властей эта идея восторга не вызвала, а без административного ресурса с ней не справиться. Организации «Экотакси» и «Сделаем!», попытавшиеся развить тему, нашли единомышленника в лице главы Копейска Вячеслава Истомина. Правда, одна из названных организаций уже прекратила свое существование, переформатировавшись в эко-лофт. А после вчерашнего задержания г-на Истомина тема раздельного сбора мусора и вовсе может надолго потерять свою актуальность.
Челябинские же власти нежелание подключаться к сортировке ТБО всегда объясняли более глобальной проблемой: надо сначала со свалкой разобраться. Полигон работает с 1949 года и занимает площадь около 80 гектаров. Туда свозятся свыше 15 видов высокотоксичных отходов, которые никак не утилизируются. Каждый год на свалке фиксируются многочисленные возгорания, отравляющие жизнь не только жителям расположенного рядом поселка Першино, но и половине города.
Впрочем, разбираться никто не торопился: официально полигон закрыли еще в начале 1990-х, но он функционирует до сих пор. По мнению экспертов, для решения вопроса достаточно нескольких административных решений, но в этом гниющем мусоре закопаны такие большие деньги, что чиновникам выгоднее занимать показательно покаянную позицию «Плохо, конечно, но куда же мусор-то девать…», чем противостоять весьма суровым «золотокопателям».
Общественные организации довольно долго обходили свалку стороной, но, в конце-концов, нашлись желающие побиться головой об стену.
Созданное в прошлом году общественное экологическое движение «Время Че» взяло с места в карьер: свалку закрыть и рекультивировать. Волонтеры организовали пикеты в центре города и на въезде на площадку ТБО, собирают подписи за ликвидацию полигона, провели ряд круглых столов с участием экспертов. Подобная активность сразу же вызвала подозрения, тем более, что лидер движения Феликс Панов в прошлом был участником показушных акции МГЕР. Правда, до сих пор «Время Че» не сделало ни одного политического заявления, не провело ни одной громкой по форме, но пустой по содержанию акции и продолжает гнуть свою линию: свалку надо закрыть.
Волонтеры нашли поддержку у соседей-копейчан, выступивших категорически против размещения нового полигона в Красноармейском районе – буквально в километре от городской черты.
И их совместная борьба принесла результаты. Свалки рядом с Копейском не будет, а старую челябинскую рекультивируют: 25 июля мэр Челябинска Евгений Тефтелев поручил главе управления экологии Евгению Крехтунову наладить работу с администрацией Сосновского района по оформлению участка в районе реки Теча, запланированного под новую свалку. Также на стадии оформления два участка, на которых собираются разместить два мусоросборочных пункта – на юге и на западе Челябинска.
До конца июля городские власти должны подготовить предпроектную документацию или техзадание на рекультивацию действующего полигона ТБО, чтобы успеть в следующем году подготовить сам проект, а в 2018-м войти в федеральную программу.
Создание проекта рекультивации челябинской свалки запланировано в рамках Года экологии области. На эти цели из регионального бюджета собираются направить 100 миллионов рублей. На реализацию проекта потребуется не меньше 1 миллиарда рублей.
«Предварительные переговоры проведены с министерством природы РФ, механизм вхождения в федеральную программу есть, мы надеемся, что все мероприятия проведем, чтобы в 2018 году нам деньги на рекультивацию свалки были выделены», – сообщил Тефтелев.
Смущает только год: в 2019-м состоятся очередные выборы в городскую Думу, а с ними и переназначение мэра. Так что маховик, раскрученный эко-волонтерами, вполне может быть использован чиновниками для решения собственных карьерных проблем, рассчитывающих, что о событиях сегодняшних тогда уже никто и не вспомнит.
И ни туды, и ни сюды
Между тем, «Время ЧЕ» расширило «сферу интересов»: впервые в истории экологических движений Челябинска предпринята попытка комплексного мониторинга качества городских водных ресурсов. В течение года выполнены уже два этапа этого масштабного проекта. Попутно, оценив первые результаты, общественники обращают внимание на «человеческий» фактор, играющий первую скрипку среди причин ухудшения качества вода. И разворачивают кампанию против застройки берегов Шершневского водохранилища. Впрочем, здесь они не первые: с застройкой боролась общественная палата, но как-то избирательно и, по сути, безрезультатно. Возможно, эко-волонтерам повезет в этом вопросе больше – так же, как и с Челябинской свалкой, от которой, кажется, еще не так давно не было никакой возможности избавиться.
Однако для решения проблемы водных ресурсов одного мониторинга мало – нужны законодательные инициативы, воплощенные в нормативные акты, позволяющие регламентировать и контролировать использование городских водоемов. А, значит, и эта инициатива общественников может быть (и, скорее всего, будет) подхвачена кем-нибудь из претендующих на депутатский мандат. Если, конечно, само движение не начнет проявлять политическую активность. Пока никаких шагов в этом направлении сделано не было.
Челябинск, Виктор Елисеев
Челябинск. Другие новости 27.07.16
27 июля ожидаются следующие события – Челябинск. / 25 южноуральцев заразились клещевым энцефалитом, еще 19 укушенных заболели болезнью Лайма. / Мэра Копейска отправили в следственный изолятор на 2 месяца. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2016, РИА «Новый День»