Начавшийся учебный год вновь поставил перед родителями вопросы «школьного» существования своих чад. Насколько изменилось отношение современных детей к школе? С какими трудностями и сложностями они сталкиваются, переступив школьный порог? И удастся ли родителям и детям выжить в этом таинственном и не всегда благодушном океане, носящим имя «Образование»?
Ответить на эти вопросы NDNews.ru попросил детского психотерапевта, заведующую городским консультативно-диагностическим психотерапевтическим отделением на базе ДГКБ №1 Марину Патову.
NDNews: Марина Аркадьевна, в последнее время в адрес российской школы звучит масса претензий. Да и подавляющее число родителей и детьми воспринимают школу как тяжелое испытание, которое нужно стойко перенести. Это субъективное ощущение или дети действительно стали относиться к школе как к какой-то каторге?
Марина Патова: Нельзя сказать, что все. Но такая тенденция есть. Хотя и в наше время тоже все по-разному относились к школе. Но мы сейчас говорим не об индивидуальном восприятии, а о том, что происходит в обществе со школой как системой.
Школа вообще-то в государстве является инструментом формирования необходимых ему граждан. Поскольку ситуация в государстве очень напряженная, и она напрягается все больше и больше, школа как институт не может не реагировать. И дети, как наиболее чувствительные антенки в обществе, безусловно, это ощущают. Поэтому, видимо, и возникает такое неблагоприятное настроение, неприятное чувство напряжения, беспокойства, страха. Учителя у нас всегда были людьми малообеспеченными, зависимыми. Это всегда была очень тяжелая работа. Но раньше, когда-то давно, хотя мы уже этого не застали, было уважение к профессии учителя. Сейчас этого нет. Совершенно. К тому же в обществе, где все себя чувствуют незащищенными, все испытывают состояние тревоги, озлобленности, напряжения, нарастают давление, агрессия. Это и вызывает у детей такое отношение к школе.
NDNews: Можно ли говорить, что это связано с ростом агрессивности самих учеников? Конечно, до сих пор такие ситуации являются исключением, когда кого-то из учеников начинают «гнобить». Но все-таки. Насколько это серьезная проблема?
Марина Патова: Это всегда было. Повышение агрессии в обществе не может не влиять на повышение агрессии среди детей. Но сами по себе дети достаточно жестоки. Это достаточно агрессивная среда. И это было всегда. В отношении новичков, в отношении тех, кто какой-то не такой. Для этого на самом деле и существует педагогика – чтобы какого-то «не такого» ребенка адаптировать, встроить в среду. Это и есть педагогическое мастерство. Я, как психиатр, конечно, понимаю, что такое не всегда удается, но это уже отдельные медицинские случаи. Все-таки главная задача педагогики – удерживать равновесие в коллективе, как-то поддерживать детей, адаптирующихся с трудом. Я помню своих прекрасных педагогов, и они умели это делать. Адаптировать и новичков, и каких-то необычных детей. Правда, это было очень-очень давно. Но и сейчас остаются учителя, остаются педагоги. Может быть, их стало меньше, им стало труднее работать. Но надо понимать, что и сама среда – дети – очень тяжелая.
Новости «Новый День – Челябинск» в Facebook*, Одноклассниках и в контакте
Мы привыкли считать, что дети – эдакие ангелочки. На самом деле это не так. Дети очень эгоцентричны. В силу возраста, в силу незрелости центральной нервной системы. Очень прямолинейны. Поэтому жестоки. Человек, который откровенно говорит вам правду в глаза – это человек жестокий. Это взрослые уже умеют сопереживать, потому что сами много шишек набили, многое пережили и становятся более мягкими, более сочувствующими. А у детей этого нет. Поэтому работать в школе очень тяжело. И справляться с этим тяжело. И если люди не обладают каким-то педагогическим даром, в таких коллективах бывают очень серьезные проблемы.
NDNews: Что делать родителям, если их ребенок стал таким объектом нападок?
Марина Патова: Вообще, задача семьи, стратегическая цель воспитания – вырастить человека, который может приспособиться к любой ситуации, выжить. То, что называется сейчас адаптивностью. Наладить любые взаимоотношения, на что-то не обращать внимания, где надо – ответить, где надо – подраться, где надо – промолчать. То есть человек должен понимать: если тебя обижают – значит, надо драться, если против тебя 16 человек – надо быстро бежать. Необходимо адекватно оценивать ситуацию. Кроме того, безусловно, все равно есть педагогический коллектив, на который имеет смысл опираться в этой ситуации. С детьми не надо общаться: подходить к ним, говорить «не обижай моего ребенка». Это бесполезно. Но я знаю таких педагогов, которые могут разрешать подобные проблемы. Причем действуя не впрямую. Рассказывая какие-то истории, показывая фильмы, устраивая какие-то ролевые игры. Спектакль можно поставить. Кроме того, если это уже выходит за педагогические рамки, есть администрация школ, есть полиция. Есть куда обращаться. Если человек хочет решить вопрос, он всегда найдет решение.
NDNews: У школьников вообще много психологических проблем? Какие страхи чаще всего мучают детей в школе?
Марина Патова: Тревожность в отношении учебы, страх неудачи: выйти у доски не ответить, контрольную не написать. Здесь главное – помощь семьи, поддержка. Вообще, позиция семьи: мы тебя любим всегда. А то, что ты делаешь – ну, не получилось, сделай по-другому. Ты учишься. Ведь человек в школу приходит не показывать какие-то умения, а учиться, и невсегда у него сразу получается.
Второе, с чем мы очень часто сталкиваемся – отсутствие мотивации. Здесь тоже очень важна роль семьи. Для малышей – понятно. Это всякие красивые тетрадочки, ручки, чтобы ребенку было интересно ходить в школу. Мотивация – очень серьезная проблема, просто глобальная проблема в психологии, психотерапии. Если человеку неинтересно, очень трудно сделать так, чтобы ему понравилось. Со старшими легче, потому что практически все старшеклассники имеют какую-то конкретную жизненную цель, они представляют, кем бы они хотели быть, где учиться. Самые большие проблемы со средним звеном. Им уже учиться поднадоело. Но в среднем звене есть такой очень хороший момент: многие ходят в школу общаться. Тусоваться. И это тоже очень хорошо. Потом найдется что-то другое.
NDNews.ru: Сейчас многие дети «ушли» в социальные сети и общаются, ва основном, там. Это хорошо или, наоборот, плохо?
Марина Патова: Это не хорошо и не плохо. Это просто новая форма общения. Если у человека есть проблемы с общением – он только там. Если у человека проблем с общением нет, он использует социальные сети, чтобы вечеринку собрать или просто «пойдемте туда-то». Договорились, собрались, пошли. Это форма коммуникации. Не надо фетишизировать все эти нововведения: это не какой-то виртуальный мир, это часть нашего реального мира, это способ, который дает нам возможность быть все время на связи, быть рядом с близкими, интересными нам людьми. Всегда и везде есть какие-то исключения, какие-то неблагоприятные побочные эффекты. Но магистральное течение жизни все равно положительное, все равно какое-то правильное и здоровое. В 80% случаев все хорошо. А какие-то пограничные случаи – для этого существуют специалисты: медики, юристы. Но это всегда бывает. Было, есть и будет.
NDNews: В последнее время педагоги все чаще говорят, что дети изменились, они совсем не те школьники, какие были 20 или 15 лет назад. Это действительно так?
Марина Патова: Вы знаете, на удивление, но в последние годы дети, действительно, изменились. Изменились почему? Изменились родители. У нас перестали детей воспитывать и перестали их образовывать. С тех пор, как престиж образования упал – вообще, полностью. А это произошло в 90-х годах. Потом родители были все время заняты чем-то своим: зарабатывали деньги, выживали. Потом у нас сменились ценностные приоритеты в обществе: главным стало материальное благополучие любой ценой. И из-за этого изменилось поведение детей. Ведь сейчас подрастают дети тех, кто вырос в девяностые. Родители с ними не занимаются. Просто посадили у телевизора, включили мультфильм, сунули гаджет какой-нибудь. Я вижу это по тому, что дети не знают русских народных сказок. Не рассказывали их им. Вообще, дети очень мало знают. И, соответственно, интересов очень мало. Зато они уже уверены, что все им должны. Но это отражение того, что происходит в обществе. Смена ценностных ориентиров, безусловно, произошла. И я с ужасом сейчас за этим наблюдаю и не знаю, во что это выльется. Потому что картина, действительно, страшная. В «Иудейской войне» Лион Фейхтвангер говорит: «Дети больше похожи на свое время, чем на своих родителей».
Есть ли у родителей и детей шанс пройти испытание школой без потерь?
Челябинск, Виктор Елисеев, Николай Бутов
Челябинск. Другие новости 12.09.16
В Челябинске «забыли» о памятнике участникам Великой Отечественной войны. / В Копейске следователи пытались скрыть убийство, выдавая его за смерть после ДТП. / Южноуральцы добыли на альтернативной Паралимпиаде 17 медалей. Читать дальше
* Продукты компании Meta, признанной экстремистской организацией, заблокированы в РФ.
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2016, РИА «Новый День»