Тема детских и подростковых самоубийств стала в текущем году одной из ведущих в информационной повестке. Уполномоченные по правам ребенка в один голос заявляют о ее крайней актуальности, СМИ публикуют журналистские расследования, зачастую весьма фантастичные. С началом учебного года проблема обостряется: добавляется еще один стрессовый фактор – школа. Что же толкает детей и подростков к последней черте. Об этом NDNews.ru рассказала детский психотерапевт, заведующая городским консультативно-диагностическим психотерапевтическим отделением на базе ДГКБ №1 Марина Патова.
Марина Патова: Я бы разделила суициды детские и подростковые. Это разные вещи. Подростки – это очень чувствительный возраст. У них идут метафизические размышления о своем месте в жизни. Они очень чувствительны к любым высказываниям в свою сторону, к каким-то даже косым взглядам. Это особенность возраста. И бывает просто непонятно: из-за чего человек попытался покончить с собой. Разговариваешь с ним потом – он сам не понимает. Что-то нашло. Просто вдруг нахлынули какие-то эмоции – и все. Такое бывает, к сожалению.
Кроме того, у них вообще такое настроение: им кажется, что они первые живут на свете и первыми столкнулись с такой трудностью, которой раньше никто не знал. Взрослые для них не авторитет в этот момент жизни. Потому что взрослые вообще ничего не понимают, а дети – они еще ничего не понимают. Им кажется, что их никто не понимает, никто не поддерживает, никто не может понять. Это может провоцировать такое поведение.
NDNews.ru: А детские суициды?
Марина Патова: Детские суициды, как правило, – это крик о помощи. Маленькие дети пытаются обратить на себя внимание. Они просто говорят: мне плохо. Там все очень просто на самом деле. Может быть, это не совсем уместный пример, но очень точный. Помните, у Марка Твена Том Сойер мечтал, что вот он умрет – и вот тогда-то все поймут! Дети думают именно так: и потом они поймут. Они не думают о последствиях. Они бессмертны пока еще в этом возрасте. Детские суициды связаны с семейной ситуацией, и там надо разбираться с семьей, оздоравливать семейную среду.
NDNews.ru: С подростками не так?
Марина Патова: С подростками все сложнее. В их случае, повторюсь, суицид может спровоцировать все, что угодно. Даже случайный взгляд, случайное замечание на улице, насмешка. Причем, если для взрослых нужно время – взрослый человек довольно долго может терпеть, выдерживать давление, то для подростка достаточно случайного косого взгляда. Или, буквально, скажут в школе: все пришли в этом, а ты в другом. Или «у нас так не одеваются».
Но, безусловно, и в случаях с подростками необходимо, чтобы был какой-то надежный друг, с которым можно поделиться. Лучше всего, чтобы это был кто-то из семьи или вся семья в целом. Нужно, чтобы ребенок доверял своим близким, ощущал в семье эмоциональную поддержку. Тогда он понимает: что бы ни случилось, он может придти в семью и об этом рассказать. Его обязательно выслушают и поддержат. Может быть, родителям не понравится то, что он говорит. Но его примут. Его не осудят. Может быть, даже дадут какой-нибудь совет. В таких случаях подростковый возраст проходит достаточно легко. Когда есть доверие и эмоциональная поддержка в семье.
Россия лидирует в мире по числу самоубийств несовершеннолетних
Челябинск, Виктор Елисеев, Николай Бутов
Челябинск. Другие новости 20.09.16
Под Челябинском школьник проткнул лицо металлическим прутом. / 20 сентября ожидаются следующие события – Челябинск. / Южноуральские «единороссы» хотят оставить Курганскую область без мандата в Госдуме. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2016, РИА «Новый День»