AMP18+

Челябинск

/

Южноуральские чиновники и общественники решили объединиться в противодействии коррупции

9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. Этому событию был посвящен круглый стол в правительстве Челябинской области, участники которого обсудили вопросы взаимодействия власти и общества в противодействии коррупционным явлениям. В ходе обсуждения было отмечено, что бизнес-сообщество региона стало реже сталкиваться с коррупцией.

Как передает корреспондент агентства «Новый День», в 2016 году 12,9% предпринимателей Южного Урала оказывались в ситуации, когда при общении с чиновниками понимали, что вопрос можно решить лишь с помощью взятки или подарка. Таковы данные социологического исследования, проведенного специалистами Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы.

«Это существенно ниже, чем в 2012 году, – рассказал директор филиала Сергей Зырянов. – Тогда о том, что сталкивались с подобной ситуацией, рассказали 41,2% участников исследования».

Около 4% предпринимателей отметили, что знают о случаях неформального решения проблем в государственных и региональных исполнительных органах за мзду их партнерами или конкурентами (в 2012 году таких было 22,6% и 18% соответственно). А вот о подобных историях в органах местного самоуправления заявили 11,9% опрошенных в 2016 году. Хотя и эта цифра существенно меньше, чем в 2012 году (30,6%).

Иная ситуация складывается в самом бизнес-сообществе. Согласно опросу, число предпринимателей, заинтересованных в «неформальном» решении вопроса, практически не изменилось по сравнению с 2012 годом: с 26% эта цифра снизилась лишь до 24,6%. «Это значит, что коррупционные факторы в бизнес-среде в меньшей степени зависят от органов государственной власти, – отмечает депутат Законодательного собрания Челябинской области Константин Захаров. – Но нужно изменить отношение к коррупции в предпринимательской среде и в обществе в целом. Конечно, и сейчас все понимают, что коррупция – это плохо. Спросите у любого. Даже если вы у коррупционера спросите, он скажет, что коррупция – это плохо. Но этого недостаточно. Необходимо работать во всех социальных группах над формированием нетерпимости к такому явлению как коррупция. Это реально, если этим заниматься. И если мы сумеем сформировать четкие механизмы такой работы, то на решение проблемы у нас уйдет год, два, максимум три».

Среди наиболее популярных мер, необходимых для борьбы с коррупцией со стороны властей, южноуральские бизнесмены назвали ужесточение наказания за проявление коррупционных действий (37%), наведение порядка на местах «сверху» (33,4%) и усиление контроля за деятельностью должностных лиц (21,3%). Пока же, как свидетельствует всероссийский опрос, проведенный ВЦИОМ 19-20 ноября, лишь 13% россиян считают, что в стране делается много для борьбы с коррупцией. Еще 33% опрошенных заявили, что результаты есть, но не очень значительные. Остальные либо не отметили улучшения ситуации в этой сфере, либо заявили, что стало еще хуже.

«Далеко не все антикоррупционные действия властей граждане воспринимают таковыми, – объясняет такое положение заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Челябинской области Евгений Голицын. – Между тем, сделано достаточно много. Например, начали действовать многофункциональные центры. Это снимает коррупциогенный фактор, так как сотрудник МФЦ никоим образом не влияет на принятие решения. Аналогичную роль играет введение административных регламентов предоставления государственных услуг, четко прописывающих порядок действий. Довольно-таки давно работает механизм контроля доходов государственных и муниципальных служащих, недавно введена практика контроля за расходами чиновников. Конечно, есть еще случаи, какие-то нюансы, где принятые решения недостаточно работают или совсем не работают. Над этим нужно работать».

Негативный фон присутствует еще и благодаря резонансным коррупционным делам с многомиллиардными суммами ущерба и взяток, которые освещаются прессой, напомнил вице-губернатор. Это в какой-то мере определяет эмоциональное отношение к действиям властей, складывающееся в обществе. Но все же антикоррупционная политика дает свои результаты. «Антикоррупционные процедуры, может быть, зачастую не сильно заметны, но уже начинают играть роль, – отметил Евгений Голицын. – Например, мы можем сказать, что число людей, которые идут работать в органы государственной власти с целью обогатиться, в принципе, сократилось».

Правда, не могут власти Южного Урала не учитывать и статистику органов правопорядка. Так, по данным прокуратуры региона, за 11 месяцев 2016 года в Челябинской области было зарегистрировано 732 преступления коррупционной направленности, что на 18% больше, чем в аналогичный период 2015 года. При этом в целом по России показатель снизился на 7%, а в УрФО – на 13%. Хотя представители общественных организаций предпринимателей видят в увеличении этой цифры не столько фактический рост коррупции, сколько результат работы правоохранительных органов.

Но это объяснение не слишком удовлетворяет правительство Челябинской области. «Пока мы имеем рост этой статистики, конечно, нельзя быть довольными результатом антикоррупционной политики, – считает вице-губернатор. – Наша задача – найти механизмы ее дальнейшего совершенствования, и сделать это мы должны вместе с обществом. А качественная работа всех органов власти и должна в этих условиях способствовать тому, чтобы такая негативная статистика снижалась».

Челябинск, Виктор Елисеев

© 2016, РИА «Новый День»

В рубриках

Челябинск, Урал, Россия,