Выборы в России при существующей системе не могут обойтись без теневых фондов. И «крестовый поход» силовиков против чиновников, причастных к деятельности таких фондов, подрывает саму систему выборов, а значит и политическую стабильность в стране. Об этом заявил бывший сотрудник администрации президента России, политолог Андрей Колядин.
Как передает корреспондент РИА «Новый День», основные направления работы и функционал политтехнологов экс-заместитель департамента управления внутренней политики администрации президента РФ, бывший заместитель полпреда в УрФО озвучил сегодня в Советском районном суде.
Член правления Российской ассоциации политических консультантов выступил в качестве свидетеля по громкому делу бывшего вице-губернатора Челябинской области Николая Сандакова. Напомним, экс-чиновника обвиняют в мошенничестве и получении взятки.
Умышленно или случайно, но сегодняшний допрос политического эксперта вышел далеко за рамки имеющихся у него сведений о работе экс-губернатора Михаила Юревича и его команды в 2010 – 2013 годах.
В силу своей профессиональной деятельности практически на все вопросы стороны защиты и обвинения г-н Колядин сначала посвящал слушателей в тонкости избирательных кампаний, проходящих в регионах последнее десятилетие, а уже потом отвечал на конкретные вопросы по рассматриваемому делу.
РИА «Новый День» приводит выдержки из выступления политического консультанта:
«Надо понимать, что за выборы обычно отвечает не один человек, а целая когорта, состоящая из десятков чиновников, при этом каждый из них отвечает в выборном процессе за свой блок.
Основную ответственность несет вице-губернатор и губернатор на конкретной территории, он же политический оператор.
При этом глава региона априори заинтересован в исходе выборов, ведь явка для него – лакмусовая бумажка, показатель эффективности его работы.
Если президентская кампания в регионе не ведется, это свидетельствует о политической несостоятельности его руководства, что мгновенно приводит к печальным для него последствиям: невыполнении конституционного долга в системе власти.
Вертикаль власти распространяется абсолютно на все уровни и органы, вплоть до поселковых советов. Поэтому при подготовке всех президентских выборов сначала создается федеральный штаб, затем региональные и муниципальные предвыборные штабы. Исключение составляют случаи, когда губернаторы имеют неосторожность формировать итоги выборов «на коленках», подписывая нужные им протоколы, однако даже в этом случае создают фиктивные группы политтехнологов, имитируют работу штабов».
В качестве примера спикер привел скандал на выборах в Саратовской области.
Что касается степени заинтересованности глав муниципальных образований в исходе голосования, то она, по мнению эксперта, напрямую зависит от заинтересованности губернатора: «Информация о том, что перед чиновниками на местах ставится задача набрать 70% явки и столько же голосов в поддержку президента – фейк.
Сейчас прямой задачи не стоит, но раньше затачивались вполне конкретные задачи под каждый регион, а исполнители должны были провести соответствующую работу, чтобы этих показателей достичь».
Затем г-н Колядин все же признал, что задачу чиновникам муниципального уровня транслирует губернатор, однако эти указания нигде не задокументированы:
«Если любой процесс невозможно измерить, то он не работает. Если человеку не ставится конкретная задача, он кивает, уходит и ничего не делает. Когда есть конкретные цифровые показатели, можно сравнить данные, сделать выводы. Эффективность работы чиновников с момента, когда существуют выборы, всегда оценивается по явке и по итогам голосования. Еще есть критерий честность и легитимность, но он вторичен: его нельзя просчитать в цифрах.
Выборы – это определенный набор действий, который без денег не осуществляется. Это выпуск наружной рекламы, разработка дизайна, приглашения технологов, полевая структура, требующая наибольшего вливания денежных средств – сеть агитаторов, доверенные лица и так далее.
В целом, система выборов в России, начиная с 90-х годов, основана на финансировании избирательных кампаний, не связанном с официальными предвыборными фондами.
Так называемый, политический fundraising остается основной задачей для любых политических партий всех уровней, начиная от прямых выборов глав районов до президентских кампаний.
Всегда существовал серый и черный фонды, причем последний используется для спецопераций в ходе выборов – это дискредитация конкурентов, иначе, черный пиар».
Андрей Колядин: «Этим грешили и грешат самые различные партии. И силовики в курсе»
Андрей Колядин отметил, что после случая с задержанием Николая Сандакова финансирование избирательных кампаний немного упорядочилось, но сказать, что сейчас не существует черных фондов, было бы неправильно.
«Ранее система относилась к этому спокойно: все признавали правила игры, когда одновременно используются официальные и неофициальные фонды. Об этом знали не только те, кто непосредственно занимались выборами, также в качестве инвесторов участвовали бизнесмены, а это десятки-сотни тысяч людей. Вопросы касалось мелкого, среднего и большого бизнеса. Фонды формировались на протяжении многих лет, необязательно этим занимался губернатор или его заместитель по внутренней политике – просто была такая практика.
При этом люди, имеющие непосредственное отношение к политической системе, например, руководство законодательного собрания области или глава местной ячейки партии власти, не могли не знать о политических операторах и технологиях, которые используются на их территории».
Возвращаясь к ситуации бывшего вице-губернатора региона, г-н Колядин отметил, что дело Сандакова стало первым сигналом для вице-губернаторов других регионов.
В последнее время это даже вылилось в паранойю, говорит политолог, отмечая, что волна похожих уголовных дел отбила всякую охоту у специалистов заниматься выборами, а это подрывает саму систему.
«Среди высокопоставленных чиновников сейчас ходит прекрасная байка: если ваш друг передает вам сумку на время, чтобы завязать шнурки, не помогайте ему, потому что возможны всякие случайности: из-за кустов появятся достойные люди и далее по пунктам».
Суммы на региональных спецсчетах, по данным политического консультанта, могут исчисляться десятками миллионов долларов.
И как расходуются эти средства, по сути, никто не контролирует.
Челябинск, Юлия Димова, Николай Бутов
Челябинск. Другие новости 31.01.18
Февраль на Южном Урале начнется с двадцатиградусных скачков температур. / До выборов президента осталось 47 дней: в Челябинске полиция не смогла засудить активиста «Стоп ГОКа». / 29 миллионов рублей на строительство конгресс-холла в Челябинске освоят магнитогорцы. Читать дальше
Отправляйте свои новости, фото и видео на наш мессенджер +7 (901) 454-34-42
© 2018, РИА «Новый День»