AMP18+

Челябинск

/

Китайский рай или гражданская война – южноуральские политики выдвигают версии, чем могла обернуться победа ГКЧП

19 августа 1991 года в 6 часов утра по московскому времени по каналам радио и телевидения СССР было передано «Заявление советского руководства»: «В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР и переходом в соответствии со статьей 127.7 Конституции СССР полномочий Президента Союза ССР к вице-президенту Янаеву Геннадию Ивановичу», «в целях преодоления глубокого и всестороннего кризиса, политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, которые угрожают жизни и безопасности граждан Советского Союза, суверенитету, территориальной целостности, свободе и независимости нашего Отечества» вводилось чрезвычайное положение в отдельных местностях СССР, а для управления страной был образован Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР). ГКЧП возглавили: первый заместитель председателя Совета Обороны СССР Бакланов, председатель КГБ СССР Крючков, премьер-министр СССР Павлов, министр внутренних дел СССР Пуго, председатель Крестьянского союза СССР Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Тизяков, министр обороны СССР Язов, и.о. президента СССР Янаев.

Постановление ГКЧП № 1 предписывало приостановить деятельность политических партий, общественных организаций, запрещало проведение митингов, уличных шествий. Постановление № 2 запрещало выпуск всех газет, кроме «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя», «Сельская жизнь».

Через несколько часов был выпущен указ президента РСФСР Бориса Ельцин, квалифицирующий создание ГКЧП как государственный переворот, а его членов – как государственных преступников. В 13 часов Ельцин, стоя на танке, зачитал «Обращение к гражданам России», в котором призвал «дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию». Руководящие органы на местах хранили гробовее молчание. Страна вздрогнула.

22 августа 1991 года Михаил Горбачев выступил по телевидению: «Государственный переворот провалился. Заговорщики просчитались…». Страна облегченно вздохнула.

По прошествию 15 лет россияне по-прежнему не могут дать однозначную оценку тем событиям: одни называют три августовских дня днями победы, другие – днями поражения. Дни Победы потому, что именно эти события стали началом конца тоталитарного режима КПСС, утверждают первые. Днями Поражения, так как порожденный в те дни хаос продолжается до сих пор, парируют вторые.

«Новый Регион» предложил южноуральским политикам не только вспомнить события 15-летней давности, но и предположить, чтобы сегодня было со страной, если бы ГКЧП победил.

Депутат Государственной Думы Петр Свечников: «Действия группы ГКЧП в августе 1991 года нельзя назвать попыткой переворота. На самом деле собралась группа руководителей страны, которые увидели опасность, исходившую от Горбчева и его соратников, от политического курса, который они проводили. И вся последующая история показывает, что они были правы. Группа ГКЧП – это люди знающие и понимающие, умные, они пытались изменить ситуацию, так как видели, к чему идет дело. Но попытка была неуклюжая.

В Челябинске я и мои товарищи в душе поддерживали ГКЧП и надеялись, что у них получится остановить нараставшую угрозу, и они победят царившую вакханалию. Все, что происходило – это никакая не бархатная революция и не путч, а простой насильственный захват власти. Ельцин специально подвозил спиртное митинговавшим, поил людей и победил благодаря этому, а не потому, что народ пошел за ним. Последующая история подтверждает: если бы народ по настоящему принимал власть, и если бы развитие демократии было объективным процессом, мы бы уже жили хорошо, экономика процветала и т.п.

У ГКЧП были шансы, но они не реализовались, потому что они не проявили в нужный момент твердости. Нужен был сильный человек, а его не оказалось, возможно, кроме генерала Варенникова.

Если бы попытка группы ГКЧП остановить опасные изменения в стране не провалилась, Россия развивалась бы примерно также как Китай. В начале был бы небольшой экономический спад, но к сегодняшнему дню все было бы уже в порядке: бурные темпы экономического развития, высокий уровень жизни, авторитет на международном уровне».

Заместитель председателя Челябинского регионального отделения партии «Яблоко» Алексей Табалов: «Я в то время еще в школе учился. Помню, что по телевизору вдруг стали показывать балет «Лебединое озеро». Я позвонил маме: узнать, в чем дело, но она ответила, что это нетелефонный разговор. И вообще взрослые в то время вели себя странно, ожидание просто «висело» в воздухе, а они все ходили как в наркотическо-эйфорийном состоянии.

Я думаю, путчисты могли бы победить, если бы пошли на крайние меры и применили силу. И если бы они победили, сейчас было бы примерно то же самое, что и во времена Андропова».

Первый вице-мэр Челябинска Олег Грачев: «Я тогда работал в газете «Вечерний Челябинск». Хорошо помню: главный редактор был в отпуске – ушел на сплав, и связаться с ним не было никакой возможности. Пришлось ориентироваться самим. На летучке было принято решение ГКЧП не поддерживать. Подняли все свои связи, дозвонились до Москвы, до Верховного Совета РСФСР, на карандаш записывали указы Ельцина. Утром 20 августа две центральные челябинские газеты вышли с абсолютно разными первыми полосами. Петр Сумин, занимавший тогда пост главы облисполкома, обратился к населению Челябинской области только утром 21 августа, призвал сохранять спокойствие.

Я думаю, ГКЧП мог бы победить, если бы силовые структуры без колебаний приняли его сторону. Ситуация в стране в августе 1991 года в полной мере показала, что в армии и правоохранительных органах отсутствует исполнительская дисциплина, какой там царит хаос. Победа ГКЧП обернулась бы для страны трагедией: к тому времени люди были настолько «отравлены» свободой, что мы бы получили вторую гражданскую войну».

Челябинск, Игорь Юров, Ольга Ионова, Юлия Шарафеева

© 2006, «Новый Регион – Челябинск»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Челябинск, Урал, Центр России, ГКЧП 15 лет, Общество, Политика, Россия, Спецпроекты,