Проект строительства порта-хаба на небольшом озере под Саками может оказаться отвлекающим маневром для возрождения промышленного освоения озер Донузлав и Тобечик. Глубоководный порт в курортной зоне западного побережья Крыма изначально не вписывается в концепцию развития Евпатории, Сак и прибрежных поселков Севастополя, и, более того, грозит полным уничтожением песчаных пляжей Каламитского залива.
Как передает корреспондент «Нового Региона», пиар-технологию по замене изначально провального с экологической точки зрения проекта Совмин отработал на щебеночном карьере у подножия заповедного потухшего вулкана Кара-Даг. Площадка в 50 га в полукилометре от заповедника вначале была отдана рудокопам со всеми согласованиями и разрешениями, и только после вердикта ученых об угрозе эндемичной флоре и фауне под промышленный карьер определили другую территорию, о которой крымская общественность не имеет представления. Со слов главы Совмина Анатолия Могилева, ученые предложили три площадки, и в настоящий момент отрабатываются инвестиционные проекты по их освоению.
«На сегодняшний день есть предложение наших ученых по трем местам, где с их точки зрения такой карьер можно делать. Пока мы точку не поставили», – сообщил Могилев на итоговой пресс-конференции 2013 года.
Местонахождение предложенных к разработке площадок премьер уточнять не стал. По его словам, сейчас идут переговоры с потенциальными инвесторами на предмет экономической выгоды от добычи щебня.
«Вы поймите, что когда получилась ситуация с Карадагом, там инвестор понес значительные материальные потери из-за геологических исследований. Карьер будет нужен, если у нас будут масштабные строительные проекты в Крыму», – объяснил премьер неопределенность в выборе разработки месторождения.
Нежелание Могилева обнародовать данные о предполагаемых под разработку площадках можно объяснить опасением дальнейшей эскалации общественного негодования. Против карьера в границах Коктебеля местная общественность выступила единым фронтом – на воротах домовладений курортного поселка до сих пор висят плакаты «Коктебель против карьера». И любая новая площадка может вызвать аналогичную негативную реакцию в общинах населенных пунктов, которым уготована участь соседства с карьером. Но для этого у Совмина уже заготовлен контраргумент – прежний карьер был в непосредственной близости от заповедника, а новые площадки явно не будут граничить с экологически уязвимыми землями.
По такому же принципу идет продвижение проекта строительства порта-хаба в поселке Орджоникидзе в окрестностях единственного в Крыму города с курортным статусом Саки. Любое промышленное освоение западного побережья полуострова приведет к утрате песчаных пляжей, о чем экологи горят со времен промышленной добычи песка на озере Донузлав. Свое мнение экологи еще раз подтвердили в открытом письме к властям Крыма – промышленный порт возможен только в границах Керчи.
«Я прочел их письмо. Учитывая, что оно подписано уважаемыми людьми, готов к их мнению прислушиваться однозначно, – признался премьер. – Внешне их доводы звучат убедительно».
Могилев заверил, что для определения промышленной площадки порта подождет выводов экологической экспертизы. Но в одном премьер непреклонен – такой порт нужен Крыму.
«То, что объект такой нужен, и он даст толчок экономике Крыма – это однозначно. Где его делать, об этом необходимо думать»,– заверил Могилев.
По его словам, инвесторам из Китайской народной республики будут предложены три территории – озеро Богайлы возле Фрузне, глубоководный Донузлав и лечебный Тобечик около Керчи.
«Все эти места будут предложены и будут прорабатываться. И если будет заключение экологов о нарушении баланса природных явлений, он не получит никакого одобрения»,– выразил мнение глава Совмина Могилев.
При этом премьер не исключил, что окончательный выбор месторасположения промышленного порта падет на Донузлав.
«По озеру Донузлав был указ Ющенко, который потом отменили. Я никакого экологического заключения по этому проекту не видел, пояснил Могилев.– Хотя по Донузлаву будут очень большие проблемы с земельными участками. За последние лет 20 все побережье разделено на кусочки».
Отсутствие согласованной площадки для строительства хаб-порта накануне приезда делегации Китая крымского премьера также не смущает. По его мнению, пока китайские инвесторы не приехали в Крым с «лопатами и экскаваторами», до тех пор есть зазор для маневров с местоположением глубоководного порта.
«Они же не приезжают с лопатами и экскаваторами, мы сядем и обсудим»,– подытожил Могилев.
Напомним, фантастический проект строительства глубоководного порта на западном побережье Крыма был закреплен меморандумом во время официального визита в Китай президента Виктора Януковича. Промышленный объект планируется на озере Богайлы площадью менее 1 кв. км, от него пойдут новые автомагистрали и железнодорожная ветка, а сам порт соединит транспортный путь в Европу с мостом через Керченский пролив.
По словам вице-премьера Рустама Темиргалиева, логика проекта такая: объем товарооборота между Китаем и странами ЕС в этом году превысил $1,1 трлн, ежегодно объем торговли растет на 10%, и КНР ищет варианты строительства порта-хаба.
Напомним, еще в октябре 2010 года Совет министров Крыма утвердил проект государственной программы «Развитие транспортно-дорожного комплекса Крыма» на 2011-2020 годы. Программа предусматривает перенос грузовой части Евпаторийского морского торгового порта на озеро Донузлав, где будет создана инфраструктура для приема грузовых паромов и построен контейнерный терминал.
В ходе визита в КНР, который состоялся в конце ноября, 2010 года, крымчане и китайцы среди 4 официальных соглашений и 9 протоколов о намерениях на общую сумму почти 3 млрд долларов заключили в том числе и договоренность о строительстве контейнерного порта на озере Донузлав на сумму 1,2 млрд долларов.
В Украине с 2001 года существует «Общегосударственная Программа охраны и восстановления окружающей среды Азовского и Черного морей», согласно которой в регионе природоохранные мероприятия должны быть направлены на уменьшение загрязнения водных ресурсов предприятиями коммунально-бытового хозяйства.
Кроме того, в 2002 году был принят закон «О ратификации Соглашения о гранте Всемирного экологического фонда», по которому Всемирный экологический фонд предусматривал для сохранения биоразнообразия в Азово-Черноморском коридоре около 7 миллионов долларов.
В рамках проекта планировалось создавать новые территории природно-заповедного фонда и внедрять мероприятия по сохранению биоразнообразия в сельскохозяйственную практику.
Не смотря на взятые международные обязательства, украинские власти периодически принимают решения о промышленном развитии Черноморского побережья Крыма. Только в сентябре прошлого года под нажимом экологов и общественности президент Ющенко отменил свой указ о создании крупного портового комплекса на озере Донузлав, который грозил гибелью экосистемы всего западного берега полуострова. Однако крымские власти вынашивают планы по реанимированию промышленного освоения Донузлава.
Похожий проект разрабатывается для озера Тобечик на восточном побережье. Кроме того, крымское правительство одобрило строительство нефтетерминала в Керчи, что, по мнению экологов, погубит экосистему Керченского пролива и сократит популяции ценных видов рыб.
Симферополь, Анна Ахметова
Симферополь. Другие новости 27.12.13
В Симферополе за два года построят новые переходы и откроют новые велосипедные маршруты. / Новинский и Лебедев никак не могут построить корвет, обещанный для ВМС Украины. / Азаров: Украина не готовится к членству в Евразийский союз – «нельзя вступить в то, чего нет!». Читать дальше
© 2013, «Новый Регион – Крым»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».