AMP18+

Крым

/

Немецкие инвесторы в шоке: парусник «Херсонес» прошел мыс Горн, но может разбиться о баранье упрямство министра Баранивского

Украина может лишиться уникального учебно-парусного судна «Херсонес». Запрет Министерства агарной политики на выход парусника в море срывает контракты зарубежного агента судна – немецкой фирмы «Инмарис». В итоге, фирма потребует возмещения убытков через международные суды и «Херсонес» останется на мертвом якоре у Керченского причала.

Собственником «Херсонеса» является государство, а судовладельцем – Керченский Морской Технологический Институт (КМТИ), курсанты которого ежегодно проходят на паруснике учебную практику. Учебный процесс на борту парусника и его техническое состояние более 10 лет главным образом финансируется за счет частичного использования «Херсонеса» в туристических целях. Для этого в 1996 году КМТИ заключил договор о долгосрочном сотрудничестве с немецкой фирмой «Инмарис», которая обязалась обеспечить средства на покрытие всех затрат учебного процесса и судовых издержек в течение 7 месяцев ежегодного парусного сезона: страховок, портовых сборов, выплату зарплаты экипажу и денежного содержания курсантам, долгосрочных судовых инвестиций, текущий ремонт, закупку топлива, провианта, пресной воды, медицинское обслуживание. Подобное соглашение получило соответствующее одобрение в Министерстве образования Украины, в ведении которого на тот момент находилось судно.

Как пояснил «Новому Региону» ректор КМТИ Виталий Колодяжный, немецкая компания являлась зарубежным агентом вуза, поскольку институт не в состоянии содержать своего агента в Европе. Парусник предоставляли на различные праздники, мероприятия, презентации. За использование судна организаторы чаще всего рассчитывались водой и топливом. Одним из видов услуг было обучение иностранцев навыкам навигации и управления парусником. Обучаемые жили на судне в 12-местных кубриках с одним общим душем. Низкая комфортабельность парусника стала причиной оттока желающих. В результате фирма «Инмарис» предложила переоборудовать судно. Однако для получения кредита банки требовали оформить парусник залоговым имуществом, что было невозможным, поскольку он является собственностью государства. На тот момент учебная база КМТИ уже относилась к Департаменту рыбного хозяйства Министерства аграрной промышленности.

Чтобы удержать учебный парусник на плаву, члены общества друзей «Херсонеса» в Германии (а такие общества есть у каждого парусника) согласились вложить свои деньги. Гарантом в этом случае выступила фирма «Инмарис», которая заключила с институтом дополнительный договор – бэрбоут-чартерный контракт, по которому «Херсонес» до 2016 года должен был отработать вложенные средства. Только в таком случае можно было гарантировать возможность продолжения учебного процесса. «Херсонес» прошел модернизацию и был реконструирован в современное и комфортабельное учебно-парусное судно.

Во всех договорах и дополнительных соглашениях к контракту по бэрбоут-чартеру было закреплено частичное использование «Херсонеса» в туристических целях – исключительно для покрытия расходов на эксплуатацию судна и непосредственно для практического обучения курсантов. От превращения учебного парусника в пассажирское судно, приносящее экономическую прибыль, было решено отказаться, поскольку на пассажирском судне квалифицированная практическая подготовка курсантов на должном уровне невозможна, и тем самым задача, которую перед судном ставило государство, оказалась бы неисполнимой.

«Однако ни на одном из соглашений не было визы Минагропрома, что и дало сегодня повод его руководителю – Александру Баранивскому – заявлять об отсутствии договоров, предусмотренных законодательством Украины», – отметил в беседе с «Новым Регионом» ректор института.

Он добавил, что специальная рабочая группа Минагропрома, изучив все документы и проведя анализ ситуации, предложила руководству вуза до 1 сентября этого года провести финансовый аудит, а до конца ноября – представить согласованную с «Инмарисом» новую редакцию контракта, с учетом несоответствий в договоре 10-летней давности.

«Выводы рабочей группы не утроили лично Баранивского. Я трижды пытался доказать их правильность и логичность, но министр оставил все аргументы без внимания», – рассказал Колодяжный.

После этого комиссия во главе с замминистра аграрной политики Натальей Павлюк, делает заключение о незаконных действиях КМТИ. Приказом Минагропрома материалы проверки переданы в СБУ и Генпрокуратуру Украины, бюджетное финансирование «Херсонеса» прекращено, а экипаж парусника списан на берег.

«Причем курсантов и команду руководство вуза должно перевести на другие суда. А где их взять?», – отметил Колодяжный.

Кроме того, на судне находятся материальные ценности, которые надо охранять, а также оплачивать стоянку в порту – 3,5 тысячи гривен в сутки. Помимо этого, Минагропром запретил КМТИ вступать в какие-либо взаимоотношения с компанией «Инмарис».

«Самое печальное, что Баранивский не несет никакой ответственности в этой ситуации, поскольку партнером по контракту является институт, как судовладелец. Долги растут, на сегодняшний день мы должны «Инмарису» (а он отвечает за возврат инвестиций) порядка 4,5 миллионов ЕВРО», – сказал ректор вуза.

Он добавил, что в случае одностороннего нарушения договоренностей, компания «Инмарис» может обратиться в международные суды, а «Херсонес», под угрозой ареста, не сможет выйти в море.

При этом, по словам Колодяжного, в прошлую навигацию у парусника были похожие проблемы. Однако тогда Департамент рыбного хозяйства обязал «Инмарис» заключить дополнительное соглашение на 50 тысяч ЕВРО, тем самым косвенно признав легитимность существующих договоров.

По мнению ректора КМТИ, в конфликтном развитии событий заинтересован лично министр аграрной политики. Колодяжный напомнил, что Минагропром уже пытался отобрать у вуза учебную базу с причалом в пляжной зоне.

«Это уже не первое посягательство министерства на имущество института. Но теперь вопрос касается не столько материального, сколько имиджевого ущерба Украине, который наносит своими действиями руководство Минагропрома», – сказал Колодяжный.

Немецкий менеджмент забронировал в первом рейсе сезона места для 15 эксклюзивных представителей европейской прессы, которые хотели снабжать своими корреспонденциями в общей сложности 47 ежедневных и еженедельных газет. Во многих городах на «Херсонесе» планировались приемы с участием членов правительств и представителей городских властей. 26 августа в честь Дня независимости Украины был намечен дипломатический прием на борту судна в немецком городе Бремен. Под угрозой оказалось проведение в Керчи встречи клуба «альбатросов» – экипажей парусных судов, которые обогнули мыс Горн в Южной Америке. За последние 100 лет «Херсонес» стал единственным парусником, который вступил в клуб «альбатросов».

Со своей стороны компания «Инмарис» напоминает о трагической судьбе других украинских парусников – «Дружба» и «Товарищ», которые в результате политического произвола были поставлены на мертвый якорь, а потом просто-напросто заржавели.

«Судя по всему, молодые кадеты из керченского института тоже должны серьезно опасаться за свое будущее, ибо «Херсонес» – последнее учебно-парусное судно, еще оставшееся в Украине», – говориться в комментарии «Инмариса», которым располагает «Новый Регион».

В немецкой компании опасаются, что их грубо подвели «или, как говорят теперь, подставили». Первые два намеченных рейса уже окончательно сорваны. На Мальте Президент республики высказал жалобу в связи с неслыханной провокацией со стороны Министерства аграрной политики. 21 апреля на «Херсонесе» должен был проходить прием для представителей германской и мальтийской экономики, аренда судна уже была оплачена. На борт парусника на Мальте должны были погрузиться журналисты из западноевропейских газет, съемочная группа одного из крупнейших телевизионных каналов Германии и 50 немецких туристов-яхтсменов.

«Если судно не придет, то для компании «Инмарис» это будет означать немедленное банкротство, а западноевропейская пресса немедленно отреагирует на то, как Министр аграрной политики Украины относится к исполнению договорных обязательств, пренебрегает охраной иностранных инвестиций, разрушает собственное достояние морской материальной культуры, а сверх этого еще и уничтожает рабочие места своих соотечественников», – говориться в сообщении германских инвесторов.

В «Инмарисе» особо подчеркнули, что целью этого единственного в своем роде украинско-германского европейского проекта с самого начала и по сей день является гарантия молодым украинским курсантам освоить высокие специальные навыки, содействие культурному обмену между Украиной и Европой. Под национальным флагом Украины «Херсонес» уже побывал более чем в 500 западноевропейских портах. Из года в год экипаж судна приглашают на приемы и лично приветствуют обер-бургомистры Киля, Гамбурга, Ростока, Любека, Амстердама, Стокгольма и Лондона. На самых больших портовых празднествах миллионы гостей ежегодно любуются этим полнопарусным судном, а восторженные корреспонденции журналистов об интереснейших путешествиях на «Херсонесе» достигают сознания еще большего числа людей.

Этот проект действует по изложенной схеме вот уже 15 лет. Обе стороны заверяют друг друга, что их взаимная кооперация была всегда очень открытой и надежной. В годы тяжелейших кризисов в Украине (в 1994-99 гг.) сотни друзей в Германии снабжали судно продуктами, оплачивали услуги врачей, поездки в отпуска для членов семей экипажа, привозили членов семей украинских моряков в Германию на курорты и многое-многое другое. В зимний период 1994-95 гг. «Херсонес» в течение шести месяцев бесплатно стоял в гамбургском порту, и экипаж был обеспечен всем необходимым.

«До настоящего времени это был и остается и впрямь совершенно неповторимый, единственный в своем роде, сближающий народы украинско-германский европейский проект, совершенно бескорыстная и бесплатная реклама в пользу Украины», – отмечают в «Инмарисе».

В германской фирме работают всего лишь 4 сотрудника. Благодаря ним, за годы сотрудничества 4,5 тысячи украинских кадетов, получивших на «Херсонесе» выучку в качестве специалистов рыболовного и торгового флота, уже давно трудятся в международных судоходных компаниях. Только в нынешнюю навигацию в общей сложности 210 украинских курсантов должны пройти подготовку под командой капитана Михаила Сукины. Согласно договоренностям, после Мальты «Херсонес» должен идти в Ливию, через Лиссабон, Роттердам, Гамбург и Лондон, дойти под парусами до Санкт-Петербурга, прежде чем осенью вновь вернуться в Керчь на зимовку.

Как сообщал «Новый Регион», 7 апреля Минагропром Украины запретил выход в море уникального учебно-парусного судна «Херсонес». Руководство министерства считает, что сдавать парусник в аренду нерентабельно.

В Департаменте рыбного хозяйства минагропрома отмечают, что документы аренды судна не соответствуют Гражданскому кодексу Украины. Отсутствует согласованная смета использования судна, план-график, а также график прохождения плавпрактики на «Херсонесе» курсантами КМТИ.

В конце прошлого года Минагропром своим приказом передал учебную базу Керченского морского технологического института Департаменту рыбного хозяйства. Коллектив КМТИ уверен, что такими действиями Департамент собирается присвоить уникальный комплекс подготовки специалистов и единственный в Украине учебный парусник «Херсонес».

Учебно-парусное судно «Херсоне» построено в Гданьске (Польша) в 1989 году. Орган управления имуществом «Херсонес» – Минагрополитики Украины.

Ссылка по теме:

Минагропром запретил паруснику «Херсонес» выходить в море и катать немецких туристов>>>

Симферополь, Анна Холмачева

© 2006, «Новый Регион – Крым»

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Киев, Крым, Конфликт на Украине,