Россия потеряла любимого Штирлица На 82-м году жизни умер Вячеслав Тихонов
Ушел из жизни великий актер, любимый всеми Штирлиц. На 82-м году жизни скончался Вячеслав Тихонов. В минувшие выходные он был госпитализирован в ЦКБ, где его срочно прооперировали. Однако все усилия врачей не дали положительного результата, сообщают «Вести».
«Молодая гвардия», «Дело было в Пенькове», «Доживем до понедельника», «Война и мир», «Белый Бим Чёрное ухо» и, конечно, «Семнадцать мгновений весны». На счету Вячеслава Тихонова было более полусотни актерских работ.
Своим мастерством Тихонов заставлял нас думать и изменять себя, заявила в интервью «Вестям» вице-спикер Госдумы Любовь Слиска. «Уходит плеяда настоящих актеров, тех, кто своим мастерством заставлял нас думать, изменять себя, хотелось быть похожими на них и в жизни, и на те роли, которые они создавали», – сказала она.
Председатель Госдумы Борис Грызлов подчеркнул: «Мы потеряли очень яркого и талантливого артиста, представителя великой актерской школы». «Его роли знакомы каждому из нас, они остаются образцом профессионализма, образцом подлинного мастерства», – добавил он. Свои соболезнования в связи с кончиной актера выразили президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин.
Тихонов Вячеслав Васильевич родился 8 февраля 1928 года в подмосковном Павловском Посаде. Юность Вячеслава Тихонова пришлась на военные годы. В 13 лет он поступил в ремесленное училище, потом работал токарем по металлу на военном заводе.
Тихонов, как и многие его сверстники, «заболел» кино и мечтал стать актёром. Родители противились его желанию поступать «пойти в актёры», и Тихонов подал документы в политехникум на отделение «автомеханика» (1944). Он был принят на нулевой курс и проучился несколько лет.
Однако Вячеслав Тихонов всё-таки решился поступать и во Всесоюзный институт кинематографии. Но на втором туре «срезался». Рыдающего от горя Тихонова заметил профессор Борис Бибиков, он и взял его на свой курс, но с испытательным сроком.
Как признавался сам Тихонов, его зачислили потому, что не хватало мальчиков на актёрском факультете – шёл 1946 год. Его учителями были замечательные мастера – Ольга Пыжова и Борис Бибиков. А первой студенческой работой стала роль Ильи Ильича в этюде по мотивам романа Ивана Гончарова «Обломов».
В большом кино Тихонов дебютировал ещё студентом в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», экранизации одноимённого романа Александра Фадеева (1948). Он сыграл молодогвардейца Володю Осьмухина. Успех картины был очень большим. Восемь человек, принявших участие в картине, получили Сталинскую премию, однако Тихонов в их число не вошёл.
В 1950 году он с отличием окончил ВГИК и поступил на работу в Театр-студию киноактёра. На его сцене он сыграл Медведя в постановке Эраста Гарина «Обыкновенное чудо» по пьесе Шварца. Тихонов снимался в кино, но мало: в 1950 году в остросюжетном фильме «В мирные дни» (режиссер Владимир Браун) исполнил роль матроса Володи Гриневского; в 1951 году снялся в эпизодической роли в фильме «Тарас Шевченко», в 1956 – в роли врача Леонида Голубева в фильме «Сердце бьётся вновь», в 1958 году в фильме «Ч.П.– Чрезвычайное происшествие» снова сыграл матроса.
В том же году он сыграл роль простого деревенского парня – тракториста Матвея Морозова в фильме Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове». Тихонов признаётся, что если бы не эта работа, он ушёл бы из кино, потому что режиссёры его «не видели». Эта роль принесла ему популярность, раскрыв глубину его актёрского дарования.
В начале 1960-х годов Вячеслав Тихонов снялся в фильмах «Мичман Панин» (мичман Панин, режиссер М.Швейцер, 1960), «Две жизни» (князь Сергей Нащокин, режиссер Л.Луков, 1961), «На семи ветрах» (Суздалев, режиссер С.Ростоцкий, 1962), «Оптимистическая трагедия» (Алексей, режиссер С.Самсонов, 1963).
Эпохальной для него стала роль князя Андрея Болконского в фильме Сергея Бондарчука «Война и мир» (1967). На эту роль пробовались и другие актёры. Сергей Бондарчук выбрал Иннокентия Смоктуновского, но тот одновременно получил предложение от Григория Козинцева сняться в роли Гамлета и предпочёл её. Кандидатуру Вячеслава Тихонова предложила Бондарчуку министр культуры Екатерина Фурцева. Процесс его утверждения на роль не был простым, пробы актёра не нравились Бондарчуку. Но, тем не менее, роль была отдана именно Тихонову.
Эпопея «Война и мир» снималась четыре года. Этот фильм получил много наград, в том числе премию «Оскар» (1968). Людмила Савельева, сыгравшая Наташу Ростову, и Вячеслав Тихонов, исполнивший роль Андрея Болконского, по опросу журнала «Советский экран» были признаны лучшими актёрами 1967 года.
В 1968 году Станислав Ростоцкий пригласил Вячеслава Тихонова на роль учителя истории Ильи Мельникова в фильм «Доживём до понедельника». В нём были показаны три обычных дня из жизни самой обычной школы. Правдивая, задушевная режиссерская интонация покоряла, а фраза из этого фильма «Счастье – это когда тебя понимают» стала летучей. За эту роль актёр был награждён Государственной премией СССР (1970).
Потом были роли Капитонова в одной из новелл фильма «Семейное счастье» (режиссер Сергей Соловьев, 1969), хозяина дома в фильме «Карусель» (режиссер Михаил Швейцер, 1970), Виктора Крымова в фильме «Человек с другой стороны» (режиссер Юрий Егоров, 1971), попа Павлина в фильме «Егор Булычёв и другие» (режиссер Сергей Соловьев, 1971).
В 1973 году Вячеслав Тихонов начал сниматься у режиссера Татьяны Лиозновой в многосерийном художественном телефильме «Семнадцать мгновений весны». В основу его сценария был положен одноимённый роман Юлиана Семёнова. Вячеслав Тихонов сыграл советского разведчика майора Исаева, работавшего в нацистской Германии под фамилией Штирлиц. Интересно, что на эту роль, как и в случае с ролью Андрея Болконского, пробовался Иннокентий Смоктуновский. Однако выбор Лиозновой пал на Вячеслава Тихонова. За эту роль актёр получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых.
После этой звёздной работы Тихонов снялся в фильмах «Фронт без флангов» (1974), «Повесть о человеческом сердце» (1975), «...И другие официальные лица» (1976), «Фронт за линией фронта» (1977), «Отпуск за свой счет» (1981), «Фронт в тылу врага» (1981), «Однолюбы» (1982), «Европейская история» (1984), «Апелляция» (1987), «Любовь с привилегиями» (1989), «Призраки зеленой комнаты» (1991), «Кодекс бесчестия» (1993), «Несравненная» (1993), «Провинциальный бенефис» (1993), «Бульварный роман» (1994), «Авантюра» (1995), «Милый друг давно забытых лет...» (1996), «Зал ожидания» (1998).
Одной из самых значительных ролей актёра стала работа в фильме Сергея Бондарчука по одноимённому роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину» (1975). Тихонов сыграл простого солдата Николая Стрельцова.
Роль писателя Ивана Ивановича, сыгранная Тихоновым в фильме «Белый Бим Чёрное ухо» (1977), принесла ему новую волну популярности. В 1978 году фильм был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.
Мужественный героический типаж актёра был востребован советским кинематографом. В многосерийном телефильме «ТАСС уполномочен заявить...» (1984) Тихонов сыграл роль генерала КГБ Константина Ивановича Константинова. А режиссёр Марк Захаров предложил Тихонову сыграть в своём фильме-притче «Убить дракона» (1988) по мотивам пьесы Евгения Шварца «Дракон». Архивариус Шарлемань был сыгран блистательно.
В 1990-х годах он исполнил роли архиерея Тихона в фильме Игоря Таланкина «Бесы» (1992), снятого по одноимённому роману Фёдора Достоевского, а также Всеволода Константиновича в фильме Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем» (1994). Кроме того, Вячеслав Тихонов снялся в фильмах «Жрецы и алтари» (1992), «Несравненная» (1993), «Провинциальный бенефис» (1993), «Кодекс бесчестия» ( 1993), «Бульварный роман» (1994), «Милый друг давно забытых лет» (1996), «Зал ожидания» (1998), «Сочинение ко Дню Победы» (1998), «Берлинский экспресс» (1998). Последние картины актёра – фильмы «Глазами волка» (режиссер Николай Вороновский, 2006 ), «Андерсен. Жизнь без любви» (режиссер Эльдар Рязанов, 2006).
Москва, Марат Бубновский
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».