В Казахстане епископ Костанайский и Рудненский Анатолий, «благословивший» изображение на соборной фреске главы областной администрации, назвал этот акт «соответствующим канону». Изображение акима Костанайской области, (ныне – сенатора) Сергея Кулагина – попало на фреску собора святого Иоанна Богослова. Коммунист, «красный директор» в прошлом, был изображен среди встречающих Иисуса Христа в Иерусалиме. Роспись выполнили мастера российской Палехской школы.
Достоянием общественности стал факт весьма щекотливого свойства – коммунист, «красный директор» в прошлом и чиновник высокого уровня в настоящем изображен… на фреске в православном храме, пишет казахстанская газета «Караван». На ней экс-аким встречает Сына Божьего, входящего в Иерусалим. Причем гладковыбритый лик Кулагина диссонирует с бородатыми лицами прочих горожан Иерусалима не только современным видом, но и взглядом. Все изображенные смотрят на Христа, Кулагин – на зрителя, будто бы проверяя: заметят его или нет?
По данным газеты «Время», иконописцы, работавшие в соборе, выполнили пожелание заказчика – корпоративного фонда «ENRC-Комек» и АО «Соколовско-Сарбайское горно-производственное объединение» (в составе холдинга ENRC). Секретарь Костанайско-Рудненской епархии Марина Королева подтвердила журналистам, что на фреске действительно изображен бывший аким Костанайской области, а ныне сенатор Сергей Кулагин.
Казахстанская газета «Время» посвятила событию статью под названием «Акимова благодать» и вставила в нее опрос, предлагающий читателям разные ответы на вопрос, зачем Кулагин перенесся в Иерусалим. Вот варианты, из которых следует выбрать один: «Ему был голос свыше»; «Бес попутал»; «Надеется развести на Страшном суде»; «30 сребренников на дороге не валяются».
Епископ Костанайский и Рудненский Анатолий заявил о правомерности изображения экс-акима Костанайской области Казахстана. «Канонического отступления в рассматриваемой росписи нет. Кроме того, художник по благословению архиерея пишет икону, используя свое художественное мастерство, опыт и окружающие примеры», – приводит «Интерфакс-Религия» заявление архиерея.
По его словам, известны случаи, когда Спасителя и святых апостолов изображают «в виде китайцев, японцев, русских и других, при этом каноничность иконы не подвергается сомнениям». В заявлении епископ Анатолий демонстрирует удивительную гибкость ума высокопоставленного священнослужителя: «Сейчас на иконах мы видим красноармейцев, расстреливающих невинных людей, даже бесов, искушающих Святых, но кланяемся не мучителям, а мученикам».
Пресс-секретарь Казахстанской митрополии протоиерей Евгений Иванов как и епископ Анатолий, уверен, что в росписи собора нет никаких нарушений. Причем, его доказательства столь же казуистические, как и у епископа: «Согласно иконописным правилам, изображение можно идентифицировать при одном обязательном условии – НАДПИСАНИИ. Так что кощунством происшедшее не является». Под конец заявления казахстанский «голос церкви» разразился раздраженной репликой в адрес критиков фрески: «Как священнику, мне не вполне понятен интерес к росписи храма в Рудном людей, которые в этот храм не ходят и ходить не собираются. Кого или что размещать на стенах в том или ином церковном сооружении – решать православной общине... Это вопрос исключительно приходской».
Диакон Андрей Кураев оказался более критичен к чистоте религиозной атрибутики, чем его заграничные коллеги. В своем блоге весьма язвительно прокомментировал «вознесение» казахстанского чиновника: «На фреске вопреки всякой логике появляется иудейский первосвященник (крайняя фигура справа с наперсником-хошеном на груди), приветствующий Христа. Но тогда гладкобритый персонаж рядом с ним – это Понтий Пилат. Выходит, губер себя вознес под купол, пожелав видеть свой лик выше всех. А иконописец, придав ему соседство с Каиафой, превратил превознесенного губернатора в прокуратора. Тогда перед нами парад лицемерия: начальники, якобы благоволящие Церкви, на самом деле готовят Распятие. Иконописец из Палеха. Там ребята остроумные».
Фреска «Вход Господень в Иерусалим» в соборе Рудного
Экс-аким сенатор Кулагин на встрече с Христом позирует перед прессой
Канонизированный чиновник в своей светской ипостаси
Астана, Алесей Усов
Астана. Другие новости 27.01.12
В Челябинске покажут «Шапито-шоу». / Twitter отучили работать «оружием революции». Сервис микроблогов признал правила цензуры отдельных стран. / Современные социальные сети повторяют схему межличностных связей древних людей. Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».