Православная Церковь на Украине не будет применять нетрадиционные методы борьбы за паству, в ближайшее время в кафедральном Свято-Преображенском соборе в Донецке возобновятся богослужения, а любимый поэт руководителя Донецкой епархии – Владимир Высоцкий. Об этом в интервью РИА «Новый Регион» рассказал митрополит Донецкий Иларинон – один из наиболее известных иерархов Украинской Православной Церкви.
«Новый Регион»: Как сегодня в Донецкой области идет восстановление храмов, разрушенных в советское время? Когда будет восстановлен кафедральный Свято-Преображенский собор?
Митрополит Иларион: По количеству приходов мы перешагнули уровень 1917 года. Если по статистике в областном центре до 1930 года было 8 храмов, то сейчас 43.
Много разрушенных церквей еще ждет своего восстановления. Нельзя все сделать сразу.
Что касается Свято-Преображенского собора, то построенный и покрытый куполом храм – это только 30 процентов работы. Предстоит еще много сделать. В храме будут резные, выполненные в барочном стиле иконостасы.
Я думаю, что если все будет, слава Богу, скоро можно будет говорить о частичном начале богослужения.
«Новый Регион»: Как в Донецкой епархии видят возможность преодоления церковного раскола на Украине?
Митрополит Иларион: Раскол – это очень болезненная проблема. Это уже третий раскол в истории Церкви.
Первый был еще в XI веке, когда христианство разделилось на католичество и Православие. Уже почти тысячу лет не можем соединиться. Но мы всегда осуждали со стороны Ватикана экспансию и прозелитизм по отношению к Православию.
Второй раскол связан с Брестской унией 1596 года, когда часть духовенства на Западной Украине перешла в юридическое подчинение Римского Папы, сохранив только обрядность. Православная Церковь никогда не признавала унию. Я помню, с какими нарушениями совершалась в начале 90-х годов прошлого века захваты православных храмов греко-католиками в западных областях.
Тогда же имел место третий автокефальный, филаретовский раскол. Кто-то думал, что можно так сделать. Это стало возможным благодаря поддержке людей, враждебно настроенных к России.
Трудно говорить о преодолении раскола. Государственным приказным путем это сделать не удастся. Единственный путь к спасению и соединению – это покаяние. Они должны возвратиться в лоно Православной Церкви.
«Новый Регион»: Собирается ли Православная Церковь использовать новые методы борьбы за паству? Не боитесь, что прихожан переманят секты?
Митрополит Иларион: Ну, допустим, соберу я тоже людей на площади, возьму оркестр, устрою песнопения. Разве это правильно? Буду ли я тогда православным? Мы никого за собой не возим, не заказываем транспорт, не платим денег, не раздаем гуманитарную помощь. Нельзя всегда бежать за новым.
Вот, мы увидели, что делает биоинженерия – некачественные продукты, биодобавки. Разве это вкусно?
Вы видели, что у нас было – привезли Папу. Миллионы людей собрались. Вот видно Папу, папомобиль, окружение. Есть ли там место для Христа? Нет, там только личность Папы.
В Православии сокрыта огромная духовная сила. Вот недавно у нас побывала икона, которая излечивает онкобольных, так эта маленькая иконка привела в движение всю область.
Да, секты очень опасны, но борьба с ними – это дело государства. Сама Церковь не может с ними бороться. Вот в России осудили иеговистов, а у нас нет. Вот они и множатся.
«Новый Регион»: Как вы стали священником? Ваша семья была верующей?
Митрополит Иларион: Я родился во Львове. Моя семья всегда была православной. Наши корни из Холмщины, которая после раздела территории перешла к Польше. В ходе насильственной депортации, когда в массовом порядке выселялись украинцы, родители оказались на территории Украины. Сначала они попали на Донбасс, а потом возвратились во Львов. В семье по линии бабушки были священнослужители. В прошлом году я ездил в Холм на церемонию прославления Холмских новомучеников. Среди них есть и мой прадед, который был убит поляками.
У нас не было особых знамений и шествий к Богу, но от пупка матери мы были связаны с Богом. В семье строго хранили православную веру. В годы атеистических гонений мы всегда ходили в церковь по глубокому убеждению. Большую роль в выборе моего пути сыграли приходские священники, которые крестили и воспитывали меня, но два человека оказали особенно сильное влияние. Это – моя бабушка и митрополит Львовский Николай, который 14 лет возглавлял кафедру. 19 лет я был на послушании, потом поступил в Одесскую духовную семинарию. В 1991 году был призван благочинным на Ивано-Франковскую кафедру. В следующем году переведен на Херсонскую кафедру, которую занимал четыре года. С 1996 года – на Донецкой кафедре.
«Новый Регион»: У вас есть любимые книги?
Митрополит Илларион: Вы знаете, для монаха любимые книги – это религиозная литература. Бывает, читаешь и светские книги – исторические и детективы. Вот недавно прочел детектив «Пелагея». Но на свободное чтение времени не хватает.
«Новый Регион»: Глава Донецкого облсовета Анатолий Близнюк как-то признался, что очень любит Высоцкого. А у вас есть любимые поэты?
Митрополит Илларион:Правда? Высоцкого я тоже люблю. Мне нравится его стиль исполнения. Он смело заявлял, не молчал в то время, а говорил правду через песню. Я согласен, что он и сегодня актуален.
Ссылка по теме:
Московский Патриархат опровергает данные социологов по Донбассу >>>
Донецк, Сергей Уланов
Донецк. Другие новости 17.12.06
Родители изнасилованной жительницы Винницы требуют наказать 7 крымских татар. / Референдум по НАТО в Крыму – ультиматум Киеву. / Облсовет Харькова запретил реабилитацию ОУН-УПА. Читать дальше
© 2006, «Новый Регион – Украина»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».