Россия заморозила запрос Китая на реэкспорт авиационных двигателей модели РД-93. Таким образом, Москва срывает китайско-пакистанский контракт на поставку многофункциональных истребителей JF-17 (FC-1).
Соглашение между Пекином и Исламабадом предполагало комплектацию самолетов двигателями российского производства. Исламабад собирается приобрести у Китая 150 самолетов. Против поставок истребителей в Пакистан выступила Индия. Дели выразил беспокойство по поводу возможного усиления ВВС Пакистана.
В марте Китай начал реализацию соглашения и направил в Пакистан два истребителя JF-17. Эти машины будут возвращены в Пекин, утверждают источники в Индии.
Ранее СМИ сообщали, что президент России Владимир Путин подписал разрешение на реэкспорт РД-93. Но, по данным The Indian Express, вопрос о реэкспорте авиационных двигателей из Китая «заморожен», и позиция России будет официально озвучена 28 августа на переговорах министра обороны России Анатолия Сердюкова с советником по вопросам национальной безопасности Индии М.К. Нарайананом.
Встреча Анатолия Сердюкова с коллегой из Индии продолжит диалог, который начали президент России Владимир Путин и премьер-министр Индии Манмохан Сингх в кулуарах саммита G8 в Хайлигендамме, пишет деловая газета «Взгляд».
Помимо перспектив РД-93, господин Нарайанан планирует обсудить ход модернизации авианосца «Адмирал Горшков», рост стоимости контракта по Су-30 МКИ и кооперацию в рамках развития спутниковой системы ГЛОНАСС. Сейчас в Москве находится специальный представитель премьер-министра Индии Шиам Саран.
Двигатель РД-93 спроектирован на ОАО «Климов». Это модификация турбореактивного двухконтурного двигателя с форсажной камерой РД-33, разработанного в 1985 году для установки на легкий фронтовой истребитель МиГ-29.
РД-33 стал самым массовым реактивным двигателем в своем классе. Контракт на поставку в Китай 100 двигателей РД-93 для истребителей JF-17 Thunder (FC-1) был заключен Рособоронэкспортом в 2005 году. Первая партия из 15 двигателей была отправлена заказчику в конце 2006 года.
Представители «Климова» и Рособоронэкспорта» отказываются комментировать китайский контракт. Источник в двигателестроительной отрасли сомневается в том, что вопрос с реэкспортом истребителей с российскими двигателями решен окончательно. «Индийские СМИ просто могут по-своему интерпретировать ситуацию», – не исключает специалист.
Китай закупает у России 100 двигателей РД-93. Сейчас эта партия запущена в серийное производство на Московском заводе имени Чернышева.
«Соглашение с Пекином предусматривает опцион на дополнительную закупку от 400 до 1000 двигателей. Этот опцион завязан на реэкспорт, так как самому Китаю не нужно такое количество двигателей», – объясняет источник, знакомый со сложившейся ситуацией. По его словам, Пекин не отказался от контракта на закупку двигателей.
Запрет на реэкспорт РД-93 может стать одним из аргументов международного торга в рамках индийского тендера на закупку 126 истребителей. Сумма контракта составит порядка 9 млрд. долларов. Претенденты должны поставить в Индию 18 самолетов в готовом к полету состоянии.
Остальные 108 должны будут производиться в Индии по лицензии. В числе претендентов – корпорация «МиГ» с истребителем МиГ-35, шведский JAS-39 Gripen, французский Rafale (Dassault), европейский Eurofighter, а также американские F-16 Falcon (Lockheed Martin) и F/A-18 Super Hornet (Boeing).
«Этот тендер довлеет над нами, – говорит источник газеты «Взгляд». – Но объемы российско-индийского военно-технического сотрудничества сопоставимы с объемами военных контрактов с Китаем. Мы не можем отказаться от одного партнера в пользу другого».
По мнению замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, Китай вряд ли откажется от поставки истребителей JF-17 Thunder, оснащенных российскими двигателями РД-93 в Пакистан, даже если этого потребует Россия.
«Россия не может запретить Китаю реэкспорт двигателей РД-93 в составе истребителей JF-17 Thunder в Пакистан, если такой запрет не был оговорен в контракте на поставку двигателей», – сказал господин Макиенко «Интерфакс-АВН».
«Если мы блокируем поставку двигателей РД-93, то на этих самолетах окажутся американские, английские или французские двигатели», – полагает эксперт.
Москва, Всеволод Ягужинский
Москва. Другие новости 13.08.07
ШОС решила пока не принимать новые страны. / Продолжается противостояние вокруг строительства завода в Белой Церкви. / На Украине корпорации KNAUF не дают построить новый завод. Читать дальше
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».