AMP18+

Экономика

/

Индусы хотят перерабатывать нефть в России

Индийская компания Reliance Industries и государственный концерн Gail изучают возможность строительства нефтеперерабатывающих мощностей в России. Компании ранее подписали соглашение о совместной работе в секторе нефтепереработки на внешних рынках.

Топ-менеджмент Gail India объявил, что ведет переговоры с Reliance Industries о постройке нефтеперерабатывающих мощностей за рубежом. Представители компаний рассказывали, что изучают страны, обеспеченные сырьем, и «Россия может быть одной из них».

Также стало известно, что Reliance Industries рассматривает возможность строительства НПЗ в государствах Персидского залива. В прошлом году Reliance Industries вела переговоры о приобретении завода Ras-Turana, который принадлежал Saudi Aramco, и других нефтехимических проектов в Саудовской Аравии, но сделка сорвалась.

Индийских инвесторов беспокоит, что компании, вкладывавшие деньги в нефтегазовые проекты в России, «столкнулись с рядом проблем на уровне государственных органов», говорит топ-менеджер одной из индийских компаний. Аудиторская группа Deloitte, оказывающая консалтинговые услуги Gail India и Reliance Industries, всё равно рекомендует индийским промышленникам инвестировать в Россию.

«Транспортировка нефти из России в Индию может быть проблемной по географическим причинам, – рассуждает представитель Deloitte Ярослав Городиский, заявление которого цитируют индийские СМИ. – Но строительство перерабатывающих мощностей в регионах, где скоро начнется нефтедобыча, – хорошее решение. Это идея одной из лидирующих индийских нефтегазовых фирм».

Консультанты отмечают, что индийские инвесторы могут построить нефтеперерабатывающее предприятие в России при условии, что они будут единоличными владельцами актива. «Компании не нужен российский партнер, который будет совладельцем», – считают в Deloitte.

По словам консультантов Reliance Industries и Gail India, индийский концерн, заинтересованный в строительстве НПЗ, может подписать контракты с российскими нефтяными компаниями на поставку сырья, пишет газета «Взгляд».

Аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин считает, что индийским компаниям разрешат построить НПЗ в России. «Это будет выгодно как для индийской стороны, так и для России, – рассуждает эксперт. – Выгоды индийских инвесторов будут заключаться в том, что на продукты нефтепереработки установлены более низкие экспортные пошлины в сравнении с сырой нефтью».

Для России, по словам аналитика, строительство выгодно из-за налоговых сборов и обеспечения рабочими местами населения в местности, где будет построен завод. Аналитик уверен, что индийским концернам не позволят единолично владеть заводом.

«Российским игрокам нужно нарастить свое участие в нефтепереработке, поэтому они будут использовать свои ресурсы, в том числе административные, чтобы войти в новый проект», – отмечает эксперт.

Стоимость среднего современного НПЗ с глубиной переработки 85-95% аналитик оценивает в 2,7-3 млрд. долларов без учета инфраструктуры, которая будет зависеть от места расположения нового завода.

«Предполагаемым местом строительства считаю Дальний Восток, в частности окончание ветки ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий Океан), – прогнозирует господин Лютягин. – Удобно в плане доставки сырья на завод и с точки зрения транспортировки нефтепродуктов».

Эксперт предполагает, что на этой площадке будет настаивать и российская сторона из-за стремления российских властей развивать Дальний Восток в преддверии саммита АТЭС в 2012 году.

«Способ транспортировки нефтепродуктов к потребителям в Индии будет зависеть от места расположения НПЗ, – констатирует аналитик. – Если завод будет построен на Дальнем Востоке, то морем; в случае строительства на границе Казахстана, Китая и Монголии – транспортировка железнодорожным транспортом».

«Экономика Индии сильно зависит от поставок энергоресурсов, в частности нефти, но при этом наблюдается избыток перерабатывающих мощностей, – подчеркивает аналитик Собинбанка Михаил Занозин. – Учитывая быстрый рост экономики и автопарка страны, в последующие годы можно ожидать, что доля нефтепродуктов, потребляемых внутри страны, значительно возрастет».

Эксперт напоминает, что российская власть в последние годы консолидирует нефтегазовые активы в руках госкомпаний.

«Поэтому строительство нового НПЗ без участия капитала российских компаний выглядит просто нереалистично, – резюмирует эксперт. – Если всё же индийским игрокам удастся добиться разрешения на строительство завода, то это будет скорее политическим решением».

Эксперт считает разумным возведение перерабатывающего актива на Дальнем Востоке, где в 2009 году будет завершено строительство первой очереди ВСТО, пишет «Взгляд».

«Экспорт нефтепродуктов из России в Индию маловероятен по причине огромных транспортных расходов, – отмечает господин Занозин. – Саудовская Аравия и другие страны Ближнего Востока были и в перспективе останутся основными поставщиками нефти для Индии. Нефтепродукты с российского завода имеет смысл экспортировать в близлежащие страны АТР».

Дели – Москва, Всеволод Ягужинский

© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Москва, Центр России, Юг России, В мире, Политика, Россия, Технологии, Экономика,