ТНК-ВР остается без топ-менеджмента: обзор прессы
Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 26 августа.
ТНК-ВР остается без топ-менеджмента
Компанию покидает глава сектора downstream, остальные иностранные сотрудники готовы последовать его примеру
Распад управленческой команды ТНК-BP продолжается. Вчера о своем уходе объявил один из ключевых производственных менеджеров – исполнительный вице-президент по переработке, маркетингу и трейдингу Энтони Консидайн. Фактически господин Консидайн прекратит работу 15 сентября, сообщает «Коммерсантъ». По неофициальной информации, за его уходом последует отставка еще нескольких иностранных вице-президентов из производственных и финансовых подразделений ТНК-BP.
Кандидатуры преемников Энтони Консидайна как на месте исполнительного вице-президента по переработке, так и в совете директоров «Славнефти» пока не определены. Кандидатуру нового исполнительного вице-президента должен номинировать глава ТНК-BP Роберт Дадли (в июле покинул Россию, суд вынес решение о его дисквалификации на два года) и утвердить совет директоров основной структуры группы ТНК-BP – TNK-BP Limited.
Это не первая отставка в ТНК-ВР с момента обострения конфликта ее акционеров (британской BP и консорциума AAR). Еще в июне со своего поста ушел член совета директоров TNK-BP Limited Жан Люк Вермулен, представлявший AAR. А первый представитель старшего менеджмента – главный финансовый директор Джеймс Оуэн – покинет компанию до 1 сентября.
Представители ТНК-BP и BP выразили сожаление в связи с уходом господина Консидайна. За время работы господина Консидайна компания завершила ряд проектов в области реконструкции мощностей и покупки новых. Последней крупной сделкой стало приобретение сети АЗС «Магистраль» за $891 млн. BP называет ее своим крупнейшим приобретением в секторе логистики и сбыта с 2000 года (покупка Castrol).
По информации источника, близкого к акционерам ТНК-ВР, в течение ближайшего месяца компанию покинут еще пять-семь иностранных менеджеров в ранге вице-президентов. Пока они не писали заявлений, но рассматривают такую возможность; эти сотрудники относятся к блокам переработки, финансов и геологоразведки. Таким образом фактическое управление компанией все больше замыкается на российских акционеров. Замену ушедшим менеджерам найти будет практически невозможно: вряд ли потенциальные соискатели согласятся работать в условиях корпоративного конфликта, ведь именно по этой причине сотрудники ТНК-ВР покидают компанию.
Сейчас акционеры готовят повестку дня заседания совета директоров TNK-BP Limited – по неофициальной информации, оно состоится до 25 сентября. Одним из пунктов, который российские акционеры хотят включить в повестку дня, является замена Роберта Дадли на независимого гендиректора, который и сформирует команду топ-менеджеров, в том числе предложит кандидата на должность главы перерабатывающего сектора.
Конкуренты поделили маршруты AiRUnion
Владимир Путин поручил срочно решить проблему с задержками рейсов авиаальянса
Вчера проблемы AiRUnion, неспособного осуществлять полеты из-за долгов, дошли до высшего уровня власти. Премьер Владимир Путин поручил вице-премьеру Сергею Иванову срочно решить проблему с задержками рейсов авиаальянса AiRUnion, согласившись выделить необходимые деньги, если это потребуется. Однако «Коммерсантъ» отмечает, что четыре других ведущих российских авиакомпании на совещании в Минтрансе уже, по сути, согласовали раздел между собой маршрутной сети AiRUnion.
Весь вчерашний день в Минтрансе проходило совещание по поводу ситуации в AiRUnion, вел которое министр Игорь Левитин. На совещании присутствовали глава Росавиации Евгений Бачурин, первый заместитель главы госкорпорации «Ростехнологии» Борис Алешин, представители администрации Красноярского края, Росимущества, а также представители четырех крупнейших авиакомпаний – «Аэрофлота», «Сибири» (S7), «Трансаэро», ГТК «Россия». Авиакомпании альянса AiRUnion были представлены заместителями руководителей, в то время как гендиректор «Красэйр» и крупнейший частный акционер авиакомпаний Борис Абрамович отсутствовал.
Представители «Ростехнологий» (должны вскоре получить контрольные госпакеты авиакомпаний альянса) отказались оплачивать долги и текущие платежи AiRUnion. В то же время помощь в перевозке пассажиров готовы оказать конкуренты: они будут принимать на свободные места своих рейсов пассажиров по имеющимся у них билетам «Красэйр», ДАЛ и «Самары». В то же время авиакомпании сообщили, что существующих провозных мощностей явно недостаточно и для перевозки всех пассажиров авиакомпаний AiRUnion необходимо организовывать дополнительные рейсы. Однако до конца совещания так и не было решено, кто будет их оплачивать.
Конкуренты уже договорились о порядке «развоза» пассажиров AiRUnion. В процессе урегулирования кризиса раздел направлений AiRUnion может измениться в какую-нибудь сторону. Но в целом раздел маршрутной сетки AiRUnion вчера был согласован.
По мнению аналитиков, текущие перевозки AiRUnion выполнить трудно, но возможно. Авиакомпании альянса, имеющие минимальную задолженность перед поставщиками, вполне могут осуществлять полеты по предоплате, а главные усилия необходимо приложить к вывозу пассажиров из Красноярска, где «Красэйр» был фактически монополистом.
К чему ведет снижение цен на нефть
Доходы бюджета увеличиваются за счет пошлин
С октября экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты впервые в этом году могут снизиться. По подсчетам Минфина – примерно на $10 за 1 т, сообщают «Ведомости».
В среднем 1 июля – 25 августа российская нефть стоила в Европе $122,2 за баррель, отметил замначальника отдела Минфина Александр Сакович. Если и в оставшиеся четыре торговых дня августа цена останется на уровне $105-115 за баррель (вчера – $108,3), средняя цена за июль – август составит $120,6-121,5 за баррель, говорит чиновник.
Тогда нефтяная пошлина с 1 октября составит порядка $482,9-487,3 за 1 т. Действующая ставка – $495,9 за 1 т.
Пошлины меняются раз в два месяца, поэтому в предыдущие 1,5 года, пока нефть дорожала, рост цены нефти опережал рост пошлин. Это давало компаниям дополнительный доход в сравнении с гипотетическим порядком, при котором пошлина менялась бы синхронно с ценой нефти. В июне – июле такая дополнительная прибыль достигла $200 на 1 т, подсчитал чиновник.
Теперь, когда нефть дешевеет, ситуация обратная: бюджет получает больше, чем если бы пошлина менялась ежедневно. Но нефтяники особо не пострадают, подчеркивает чиновник.
Минэкономразвития прогнозирует дальнейшее снижение цены нефти: до $95 за баррель в 2009 г. и $90 в 2010 г. Тогда в 2009 г. пошлина составит $363 за 1 т, а в 2010 г. – $340, подсчитали экспертв. Если считать, что в этом году Россия экспортирует 233-235 млн т, то при средней пошлине в $445 за 1 т общий доход бюджета составит $103-105 млрд, а в 2009 г. при цене в $95 – на 20% меньше: $85 млрд.
Снижение нефтяных поступлений может незначительно сократить поступления в фонд благосостояния (по прогнозу Минфина, $100 млрд на конец года).
«Роснефть» и «Газпром» претендуют на Камчатку
Правительство должно принять решение о выдаче лицензии на разработку шельфа
У «Роснефти» есть шанс вернуть себе лицензию на Западно-Камчатский шельф, которую в конце июля не продлила комиссия Роснедр. «РБК daily» сообщает, что на прошлой неделе госкомпания подала заявку на приобретение сквозной лицензии на этот участок недр. По мнению чиновников ведомства, компания может получить документ, учитывая, что ее главный конкурент, «Газпром», такую заявку не подавал. При этом в новом проекте по освоению камчатского шельфа может поменяться состав участников. Стороны ведут переговоры о возможном сокращении доли корейцев в компании – операторе проекта.
Лицензия на разведку участка Западно-Камчатского шельфа площадью 62 680 кв. км в 2003 году была выдана ООО «Камчатнефтегаз», принадлежащему West Kamchatka Holding BV. В этой компании 60% акций владеет «Роснефть», 40% принадлежит консорциуму корейских инвесторов KKC. Роснедра приняли решение не продлевать эту лицензию. Она попала в нераспределенный фонд и по новому законодательству может быть передана без конкурса одной из госкомпаний.
Президент «Роснефти» Сергей Богданчиков в конце прошлой недели лично приехал в Роснедра, чтобы передать заявку на получение лицензии. В управлении информации «Газпрома» сообщили, что газовая монополия не подавала официальную заявку на приобретение лицензии на Западно-Камчатский шельф.
Вместе с тем топ-менеджер «Газпрома» Александр Ананенков в письме министру природных ресурсов и экологии Юрию Трутневу просит министра «во исполнении поручений правительства по обеспечению ресурсной базой проектов газоснабжения Камчатского края и других регионов Дальнего Востока» поручить Роснедрам не продлевать «Камчатнефтегазу» лицензию на геологоразведку Западно-Камчатского шельфа из-за невыполнения лицензионных соглашений. Любопытно, что письмо датировано 29 июля, то есть прислано через четыре дня после того, как Роснедра уже приняли соответствующее решение.
Примечательно, что еще 27 июня решение было точно противоположным: лицензию собирались продлить на пять лет. Пересмотр решения был произведен по инициативе самой «Роснефти», в частности, с ведома председателя ее совета директоров и вице-премьера, курирующего ТЭК, Игоря Сечина.
Источник в корейских деловых кругах утверждает, что буровая установка Doo Sung все еще находится в зоне проведения работ на Камчатке, что влечет за собой серьезные убытки, связанные с простоем техники. По его словам, технику уже собирались отправлять обратно в Южную Корею в связи с необходимостью свертывания работ по бурению второй скважины из-за непродления лицензии. Но неожиданно было получено распоряжение задержаться. Менеджер надеется, что корейской стороне удастся сохранить нынешнюю долю в проекте, как бы не развивалась ситуация с владельцем этой лицензией, однако замечает, что наилучшим выходом для инвесторов было бы продление лицензии на геологоразведку.
Чиновник Роснедр замечает, что продление уже прекратившей свое действие лицензии по закону совершить невозможно. Следовательно, будет выдаваться на бесконкурсной основе только новая, сквозная лицензия на этот участок шельфа. Причем решение о том, что «Роснефть» или «Газпром» получит ее, должно принять правительство. Оно же полномочно определить, на какую долю в этом проекте смогут претендовать корейские инвесторы.
Москва, Полина Державина
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».