Август стал черным месяцем для любимого нефтепровода Запада не только из-за российско-грузинского конфликта. 5 августа на одной из насосных станций на трассе 1760-километрового трубопровода Баку – Тбилиси – Джейхан в Восточной Турции произошел взрыв.
Ответственность за него взяли на себя сепаратисты из Рабочей партии Курдистана. Весь маршрут, по которому на западные рынки ежедневно поступает 850 тыс. баррелей сырой каспийской нефти, был перекрыт, и мировые цены на нефть, которые до этого падали, снова пошли вверх, пишет РБК, ссылаясь на публикацию во влиятельном британском издании The Economist.
Компания BP, которая израсходовала на строительство этого трубопровода 4 млрд. долларов и продолжает оставаться его оператором, делает хорошую мину при плохой игре, заявляя, что речь идет о временной остановке. Но и двое суток спустя, когда Россия и Грузия вступили в войну, насосная станция продолжала гореть.
Другой нефтепровод этой компании, Баку – Супса, по которому нефть доставляется на черноморское побережье Грузии (ныне блокированное кораблями российскими военными кораблями), только недавно заработал после остановки, но сейчас опять вынужденно стоит.
12 августа, несмотря на то, что конфликт пошел на убыль, BP прекратила подавать газ в газопровод Баку – Эрзерум. На прошлой неделе единственным полностью действующим трубопроводом из Азербайджана остался тот, что идет через российскую территорию в порт Новороссийска.
В течение последнего десятилетия Грузия рассматривалась как самая безопасная страна, через территорию которой считалось возможным прокладывать – в обход и России, и Ирана – новые трубопроводы, надежно контролируемые западными компаниями. На первый взгляд события последнего времени сыграли злую шутку над авторами этой идеи.
Но еще не вечер. Грузия уверяет, что ее энергетическая инфраструктура во время войны не пострадала: ни один из трубопроводов не бомбили. Россия, принимая во внимание необходимость сохранения хороших отношений с Азербайджаном и Турцией, не преминула заявить, что данная война не является войной за нефть.
И, тем не менее, кризис, учитывая плюс ко всему и опасный неразрешенный конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу Карабаха, поднимает более широкие вопросы.
Южный Кавказ рассматривался в качестве территории, где можно проложить трубопроводы нового поколения – так называемые проекты «четвертого коридора», посредством которых западные стратеги мечтают доставлять каспийский газ на европейские рынки и тем самым покончить с зависимостью Европы от российского газа.
Бриллиант этой схемы – трубопровод «Набукко», предназначенный для транспортировки каспийского газа в Европу с 2013 года, – уже находится под угрозой из-за недостаточно твердой поддержки со стороны Европы, наличия конкурирующего с ним российского маршрута, имеющего название «Южный поток». Кроме того, нет ни одной крупной западной компании, которая работала бы ближе к газовым месторождениям в Туркменистане и лоббировала бы этот проект.
Одной из первых внешнеполитических инициатив российского президента Дмитрия Медведева были визиты к лидерам Азербайджана и Туркмении с целью убедить их продавать свой газ России. Учитывая события в Грузии, они должны теперь решить, как реагировать на его дружеский совет, заключает The Economist.
Ссылки по теме:
Война в Южной Осетии показала уязвимость грузинских трубопроводов >>>
Россия продолжит поставки энергоресурсов в Европу >>>
Москва – Лондон, Всеволод Ягужинский
Москва – Лондон. Другие новости 01.09.08
Поляки «не желают» проводить саммит Россия – ЕС в ноябре. / Убийство Евлоева подтолкнет ингушскую оппозицию к сепаратизму. / В Вене пройдет встреча посредников и наблюдателей в приднестровском урегулировании. Читать дальше
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».