Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 7 октября.
Банк «Союз» лишили финансирования
«Базэл» отложил вливание денежных средств в связи с собственными финансовыми трудностями
Финансовые трудности «Базэла» Олега Дерипаски начинают сказываться на бизнесе входящего в холдинг банка «Союз». Банк объявил о приостановке выдачи кредитов, сообщает «Коммерсантъ». По мнению участников рынка, это вызвано тем, что «Базэл» отложил на полгода оказание финансовой помощи банку в объеме 5,7 млрд руб. На помощь акционеров сейчас не стоит рассчитывать и другим частным банкам, считают эксперты.
Банк закрыл кредитование девелоперских компаний и розничной торговли, заявки на кредиты других юридических лиц «обсуждаются индивидуально», а розничное направление работает «в режиме погашения».
Вынужденные действия банка по активным операциям участники рынка связывают с финансовыми трудностями основного акционера банка – «Базэла». Холдингу «Русские машины», подконтрольному «Базэлу», пришлось расстаться с пакетом акций канадской Magna, находившимся в залоге. Аналогичная ситуация может возникнуть у «Базэла» с акциями «Норникеля». Весной этого года «Русал» (около 60% акций контролирует Олег Дерипаска) для покупки акций «Норникеля» привлекал синдицированный кредит на сумму $4,5 млрд. По неофициальным данным, обеспечением кредита служит 25-процентный пакет горно-металлургического комбината (ГМК) «Норникель», который принадлежит «Русалу». Теперь этот залог существенно обесценился – на момент покупки этих акций капитализация «Норникеля» составляла около $55 млрд, вчера же она упала до уровня $14 млрд.
В самом банке вынужденную приостановку активных операций связывают с общим кризисом ликвидности, который затронул не только банковский сектор. Банк будет сохранять консервативный подход к кредитованию заемщиков, как это делают сейчас все участники банковского рынка. Для улучшения собственных финансовых показателей недавно «Союз» также избавился от своей брокерской «дочки», а на прошлой неделе стало известно, что банк ищет покупателя на портфель автокредитов.
Другие частные банки, рассчитывающие сейчас на помощь акционеров, могут оказаться в сложной ситуации, считают эксперты. Других вариантов, как копить ликвидность, у них сейчас нет. В качестве примеров входящих в крупные холдинги банков он приводит Промсвязьбанк, Альфа-банк, банк «Ак Барс». Так, на прошлой неделе акционеры Промсвязьбанка сообщали о планируемом в октябре заседании совета директоров, на котором будет определен размер новой допэмиссии банка.
Нефть упала ниже $90 за баррель
Финансовый кризис и рост курса доллара сделали свое дело
Цена на нефть пробила очередную «психологическую планку» и опустилась вчера ниже $90 за баррель. Если тенденция продолжится, топливо в России может подорожать, полагают «Ведомости».
Стоимость нефти марки WTI впервые с февраля этого года опускалась на NYMEX ниже $90 за баррель. На прошлой неделе нефть WTI подешевела на 12%, и это было максимальное падение с 2004 г.
Никаких дополнительных причин помимо финансового кризиса и роста курса доллара для текущего спада цен на нефть нет, считают аналитики.
ОПЕК не планирует чрезвычайных совещаний до назначенного на 17 декабря заседания в Алжире. Из-за падения цены картель вновь может рассмотреть возможность снижения объемов производства. Впервые с 2006 г. на эту меру картель пошел в сентябре, приняв решение о снижении квоты на добычу нефти до 28,8 млн барр. в день. Это соответствует уровню сентября прошлого года, но с поправкой на Индонезию, которая приостановила членство в картеле. Несмотря на снижение производства, руководители картеля, похоже, и сами не верят в возможности по регулированию цен. Президент ОПЕК Шекиб Хелил заявил, что нефть продолжит дешеветь и в следующем году.
На российском рынке нефти и нефтепродуктов падение мировых цен в ближайшей перспективе вряд ли скажется, полагают аналитики. Но если эта ситуация продержится до конца месяца, то можно ожидать роста цен на нефть и нефтепродукты в оптовом звене, поскольку нефтяники будут стремиться компенсировать на внутреннем рынке потери от экспорта. Рост цен, возможно, уже начался: минувшая неделя стала первой с середины июля, когда оптовые цены на нефтепродукты не снизились, а немного выросли.Однако говорить о новом цикле роста цен преждевременно.
Розничные цены на топливо продолжают отыгрывать предыдущее снижение в опте. По сообщению Росстата, с 23 по 29 сентября в среднем по России они упали на 0,2% и это продолжается уже седьмую неделю подряд. В целом в сентябре потребительские цены на автотопливо снизились на 1,5%.
Россия поставила антирекорд
Фондовые площадки показали невероятный уровень падения
Российский фондовый рынок вчера снова продемонстрировал необычайную слабость по сравнению с рынками всего мира. Падение отечественных фондовых индексов РТС и ММВБ оказалось в три-шесть раз более глубоким, чем в других странах, отмечает «Независимая газета». При этом пробиты важные психологические уровни – в 1000 пунктов по индексу РТС и в 800 пункта по индексу ММВБ. Несмотря на то что акции российских компаний в среднем обесценились в два с половиной раза по сравнению с достигнутыми в мае максимумами, эксперты не видят причин для остановки дальнейшего падения и разворота.
Вчера обвалились все мировые фондовые площадки, но Россия на фоне других стран поставила очередной антирекорд. По итогам дня индекс РТС упал на 19,1% до 866,39 пунктов, а индекс ММВБ – на 18,66% до 752 пунктов. Одновременно стали падать и цены на сырье – из-за опасения спада в американской экономике. Вчера баррель сорта Brent подешевел на 3,82 долл. – до 86,8 долл.
Обвал на российских площадках начался сразу после их открытия. Регулятор – ФСФР – вмешался в ситуацию лишь к середине дня, дважды останавливая торги на РТС и трижды – на ММВБ. Игроки на рынке недоумевали, почему до середины дня ФСФР позволяла рынкам свободно падать, в то время как 16 сентября в аналогичной ситуации торги были остановлены через минуту после их начала.
Из голубых фишек больше всего вчера подешевели акции «Норникеля», их цена упала на ММВБ на 30,16%. На четверть подешевели акции ВТБ (-24,51%). Чуть лучше выглядели акции Сбербанка (-15,68%), «Газпрома» (-20,03%) и нефтяных компаний, упавших в цене от 18 до 21%. После закрытия торгов на ММВБ и РТС котировки российских бумаг продолжили стремительное падение на Лондонской бирже (LSE), упав еще на 10-15%.
Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации, эксперты выражают крайний скепсис. Все печально – в положительные изменения не верят даже за рубежом, а потому не верят и в Россию. По мнении аналитиков, какими-либо обычными факторами ситуацию объяснить очень сложно.
Кредиторы против авиаальянса
Кризисная ситуация вокруг авиакомпаний, входивших в AiRUnion, продолжает усугубляться
Вчера стало известно о том, что уставшие ждать погашения долгов кредиторы AiRUnion решили пойти на крайний шаг – инициировать банкротство всех авиакомпаний альянса. «РБК daily» полагает, что к такому шагу их подтолкнули отсутствие каких-либо схем погашения старых долгов и начавшийся процесс перевода маршрутов и воздушных судов AiRUnion в авиакомпанию «Атлант-Союз». Кредиторы опасаются, что в таком случае могут остаться ни с чем, а сотрудники перевозчиков – без работы.
Проблема многомиллиардных долгов государственных по сути авиакомпаний перед смежниками не решается никак. Многочисленные обращения организаций-кредиторов и трудовых коллективов к представителям государства в лице будущего собственника (ГК «Ростехнологии») и органа оперативного управления авиакомпаниями бывшего альянса – оперативного штаба, созданного на базе авиакомпании московского правительства «Атлант-Союз», остаются без ответа. Это может свидетельствовать либо о нежелании брать на себя ответственность за решение всего комплекса проблем бывшего альянса, либо об отсутствии планов вообще решать эти проблемы.
В случае дальнейшего игнорирования интересов предприятий-смежников и трудовых коллективов авиапредприятий альянса комитет кредиторов предложил всем кредиторам альянса осуществить действия, направленные на признание авиакомпаний альянса банкротами. В подтверждение этих слов вчера ТД «Топливное обеспечение аэропортов» (ТОАП) подал первый иск о банкротстве «Домодедовских авиалиний» (ДАЛ). Как рассказал гендиректор ТОАП Евгений Островский, второй иск о банкротстве будет подан 15 октября против KrasAir, и 31 октября против «Самары».
ТОАП не первая компания, собирающаяся банкротить KrasAir. Как сообщалось, лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» (ИФК) уже подала иск к KrasAir. Ранее же Арбитражный суд Москвы обязал компанию KrasAir вернуть ИФК два дальнемагистральных Ил-96-300 из-за неуплаты лизинговых платежей.
Москва, Полина Державина
Москва. Другие новости 07.10.08
В рейтинг крупнейших компаний России вошли 7 южноуральских предприятий, лидирует ММК. / Токийская биржа начала торги с обвала. / Главу концерна Parmalat ждет 13 лет тюрьмы. Читать дальше
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».