Россия на пути к кризису 1998 года: девальвация рубля неизбежна, пугают экономисты
Россию ждет повторение событий августа 1998 года. С таким неутешительным прогнозом выступили ряд российских экономистов на страницах «Независимой газеты». Они считают девальвацию рубля неизбежной. Отечественным аналитикам вторит западная пресса – газета The Financial Times полагает, что в России могут случиться события, напоминающие кризис 1998 года.
Между тем правительство РФ по-прежнему отрицает такой сценарий развития событий. Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил накануне, что Банк России не допустит резкой девальвации и резких колебаний рубля.
Несмотря на кажущуюся повторяемость прежней позиции властей по этому вопросу, экспертов насторожило появление в последних заявлениях слова «резкий», пишет «Независимая газета».
Первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил в воскресенье, что Банк России располагает всеми возможностями для недопущения резких колебаний курса рубля. «При тех резервах, которыми мы обладаем, и при том уровне развития финансовой системы, где мы находимся, мировые кризисные явления не способны сломать нашу финансовую и нашу экономическую систему», – подчеркнул первый вице-премьер. Он также сообщил, что «резких колебаний курса рубля опасаться не стоит, поскольку в настоящий момент для этого нет никаких предпосылок и для этого нет никаких оснований».
Днем ранее в эфире радио «Эхо Москвы» с аналогичными заявлениями относительно «резкой девальвации» выступил первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. «У нас хороший платежный баланс, большие резервы, сильные фундаментальные основы экономики. То, что волны мирового финансового кризиса докатываются и до нас, не означает, что рубль должен быть сильно девальвирован», – сказал Улюкаев. При этом он отметил, что небольшие колебания в связи с ослаблением или укреплением евро или доллара могут иметь место.
Между тем многие экономисты не поверили обещаниям чиновников. «Девальвация рубля сегодня неизбежна так же, как она была неизбежна в 1998 году. С 2003 года российские банки и компании активно занимали доллары, не имея возможности получать рублевые кредиты. Точно так же вело себя правительство накануне дефолта 1998 года. Только тогда банки меняли деньги для своих контрагентов, чтобы те могли играть на рынке ГКО. И нет ничего неожиданного, что одна и та же политика, которую проводили тогда Дубинин, Чубайс, Кудрин и Игнатьев, приводит уже второй раз к одному и тому же результату – неизбежной девальвации рубля», – считает президент компании «Неокон» Михаил Хазин.
Единственный выбор для правительства, по его словам, это выбор между плавной и резкой девальвацией рубля. Сценарий плавной девальвации предполагает растрату золотовалютных резервов (ЗВР) на поддержание плавно снижающегося курса рубля. Резкая же девальвация позволяет сохранить ЗВР. В обоих сценариях неизбежны дефолты банков и компаний, имеющих крупную валютную задолженность. Однако при резкой девальвации банкротств может быть меньше, поскольку доля ЗВР, которая может быть направлена на погашение их долгов, будет больше, полагает Хазин.
При этом, отметил эксперт, существует теоретическая опасность дефолтов крупных сырьевых компаний – таких как «Газпром» или «Роснефть», – из-за которых претензии кредиторов могут быть обращены и на крупнейшие российские нефтегазовые месторождения. «Чтобы вернуть взятые в долларах и евро кредиты, нефтяники надеялись использовать текущую валютную выручку, однако из-за падения мировых цен на сырье и снижения курса рубля возврат кредитов становится проблематичным», – отмечает экономист.
«Ударение на слове «резкий» в речах Шувалова и Улюкаева неприятно поразило многих. Но еще более неприятным является полное совпадение нынешних событий с летом 1998 года. Накануне дефолта 1998 года Центробанк выдавал банкам стабилизационные кредиты, которые немедленно обменивались на валюту и уходили из страны. Точно так же и сегодня ЦБ предоставляет банкам ликвидность, которая немедленно обменивается на валюту», – отмечает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
По его данным, платежи российских банков и компаний по внешним кредитам в четвертом квартале составляют около 53 млрд долларов, однако всего за месяц сокращение валютных резервов превысило 45 млрд долларов. «Динамика резервов доказывает, что выделяемые для поддержки банков деньги обмениваются на валюту, оказывая давление на рубль. Как и в 1998 году, ЦБ сейчас только делает вид, что контролирует использование банками государственной помощи», – отмечает Делягин.
Девальвация рубля возможна, если иностранные кредиторы потребуют свои деньги обратно, – мнение немецкого эксперта
О возможной девальвации рубля говорят и западные эксперты. У России снова вырос внешний долг, поэтому, если иностранные кредиторы потребуют свои деньги обратно, возможна девальвация рубля. Об этом заявил в интервью Deutsche Welle профессор Свободного университета Берлина Вольфрам Шреттль, сообщает newsru.com.
Эксперт признал, что последствия кризиса, разразившегося в США, другие страны, в том числе и Россия, ощутили на себе даже в более значительной степени. По его мнению, на то есть несколько причин.
Во-первых – снова вырос внешний долг России. «Он больше, чем мы это предполагали», – подчеркнул Шреттль. Он напомнил что 16 октября в Госдуме глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин сообщил, что общая задолженность России сейчас составляет уже 560 млрд долларов, то есть долг России больше ее валютных резервов. Россия снова является нетто-должником.
«Если иностранные кредиторы потребуют свои деньги обратно, а такое сейчас случается, то Москва очень быстро может попасть в весьма затруднительное положение. В таком случае многие наблюдатели опасаются девальвации рубля», – отмечает эксперт.
«Замминистра финансов Шаталов сказал, что обесценивание денег не запланировано. Но мы знаем, что оно не может быть запланировано. Так что заверения замминистра вызывают, скорее, беспокойство. То, что Центробанк скупает акции компаний, показывает, в каком состоянии находятся их финансы. Хорошим это не назовешь», – считает немецкий профессор.
The Financial Times предрекает повторение в России кризиса 1998 года
Британская влиятельная газета The Financial Times в своей сегодняшней статье, анализируя ситуацию в российской экономике, проводит параллели с кризисом 1998 года и предрекает его повторение.
«Сравнения с 1998 годом, когда рубль потерял 75% своей стоимости, в разговорах с российскими миллиардерами возникают все чаще», – отмечает газета. Еще в августе, когда фондовый рынок упал в ответ на события на мировых рынках и на войну в Грузии, казалось, что российская экономика неприступна. Россия была уверена в своей способности преодолеть этот небольшой финансовый шторм с помощью своих огромных, третьих в мире золотовалютных запасов и «накачанного» нефтью активного торгового баланса. Теперь же картина изменилась в худшую сторону, отмечает издание (перевод Инопресса.ру).
За кризисом в России стоит та же проблема, что в США и в Западной Европе: большая часть кредитов в экономике опиралась на активы, резко упавшие в цене. Но в России ситуация усугубляется еще и зависимостью от притока иностранных инвестиций. К тому же теперь, в условиях падения мировых цен на сырье, едва ли статус крупного экспортера нефти и газа гарантирует России «подушку безопасности».
Несмотря на крупнейший среди стран G8 антикризисный пакет в 13% от ВВП, ни фондовые, ни кредитные рынки России так и не вернулись «к жизни», а несколько проведенных IPO российских компаний дали всего 2,5 млрд долларов вместо ожидавшихся 50 млрд, пишет британская газета.
По словам председателя совета директоров «Национальной резервной корпорации» Александра Лебедева, правительство и Центральный банк медлят с распределением средств и разрешениями на слияние в банковской и других сферах. В то же время, согласно полученному FT отчету об исследовании инвестбанка Renaissance Capital, «от того, как правительство и государственные банки будут распределять теперь ликвидные средства, будет зависеть появление «победителей» и «проигравших» – по-видимому, в масштабе, невиданном в России с 1998».
Кризис в финансовом секторе ударил и по реальной экономике, отмечает издание: предприятия сокращают рабочие места или даже закрываются, покупатели не способны платить поставщикам, а у олигархов другая проблема – им, возможно, придется отдавать часть своих активов государству как плату за предоставленные антикризисные средства. В России грядет большой передел собственности, резюмирует газета.
Москва, Ольга Панфилова
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».