Цены на нефть ведут к дефицитному бюджету – пресса о промышленности и финансах России
Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 30 октября.
Цены на нефть ведут к дефицитному бюджету
Нефтяники пересматривают инвестпрограммы и снижают объемы добычи
Нефтяники, еще недавно уверявшие, что «времена дешевой нефти безвозвратно прошли», резко снижают ее прогнозную стоимость. Пессимистичные варианты бюджетов компаний на 2009 год верстаются исходя из $45 за баррель. «Коммерсантъ» констатирует, что бюджет России может быть профицитным только при цене на нефть не ниже $60 за баррель.
«Роснефть» при подготовке бюджета на 2009 год ориентируется на цену нефти Urals $50 за баррель (вчера – $61,53).
«Газпром нефть» сократит инвестиции на 20-25% – примерно до 70 млрд руб. ($2,56 млрд) уже при цене на нефть $70 за баррель. В компании отмечают, что пессимистичный сценарий развития предусматривает цену $50, но каким тогда будет объем инвестиций, не уточняют. ЛУКОЙЛ разработал три варианта бюджета – на базе $45, $65 и $80 за баррель. В ТНК-ВР свои прогнозы не комментируют. В середине октября вице-президент компании по добыче Тим Саммерс говорил, что она будет ориентироваться на $70 за баррель, а вложения могут составить $3,5-4,5 млрд (в этом году – $4,4 млрд).
Еще несколько месяцев назад нефтяники планировали бюджет исходя из цены $110. По мнению аналитиков, вероятность применения пессимистического сценария высока, поскольку стоимость нефти может упасть до $40 уже в ближайшие три месяца. Сокращение инвестпрограмм непременно приведет к снижению добычи. Помочь могло бы изменение налоговой системы. Российские компании платят в бюджет 60% с цены барреля нефти, а западные – 30-50%.
Вице-премьер Алексей Кудрин в середине сентября при снижении цены нефти ниже $70 за баррель пояснил, что бездефицитным трехлетний бюджет будет при среднегодовой цене на нефть не ниже $70 за баррель.
Однако если нефтекомпании существенно снизят инвестиции, в будущем это станет причиной резкого роста цен на нефть. Чем дольше продлится кризис, тем выше будут цены на нефть.
Праздник на мировых фондовых рынках
Ключевая ставка ФРС США снижена на 50 базисных пунктов, котировки пошли вверх
Федеральная резервная система (ФРС) США вчера приняла новые антикризисные меры – ключевая ставка была снижена с 1,5% до 1%. На этом уровне ставка ФРС последний раз была в 2003 году, отмечает «Коммерсантъ». На ожиданиях решения об удешевлении заемных денег вчера росли все фондовые биржи, рост составил 8-11%. Российские индексы выросли на 12-14%, причем котировки акций «Газпрома» и «Роснефти», в которые вкладывал средства ВЭБ, впервые превысили уровни, на которых госбанк начал их приобретать.
Решение о снижении ключевой ставки ФРС на 50 базисных пунктов американские монетарные власти объяснили тем, что в стране сохраняются риски снижения темпов роста экономики. Фондовые рынки начали отыгрывать это решение заранее, в результате вчерашний день стал одним из самых удачных в истории торговых площадок.
Японский индекс Nikkei-225 прибавил более 7,7%, после того как Банк Японии не исключил, что может последовать примеру США и снизить учетную ставку уже в эту пятницу. Стремительно поднимались и фондовые индексы в Западной Европе. Лишь немецкий индекс DAX потерял 3,53% из-за снижения котировок акций Volkswagen после пятикратного скачка за предыдущие два дня.
Российские индексы стали лидерами роста на вчерашних торгах на фоне скачка цен на сырьевых рынках. Фьючерсные контракты на поставку нефти марки WTI и Brent подорожали на 5-5,5%, никеля – на 8%, меди – на 4,5%, алюминия – на 2%. Торги на российских биржах вчера открылись резким ростом. За первые десять минут торгов индекс ММВБ вырос более чем на 4%, РТС – на 3,9%.
По словам аналитиков, помимо общемировых тенденций на российский рынок психологическое влияние оказывает активность ВЭБа. ВЭБ уже инвестировал 25 млрд руб. в поддержку фондового рынка. По итогам дня индекс РТС прибавил 11,9% и закрылся на отметке 644 пункта, индекс ММВБ вырос на 13,8% до 608,88 пункта.
Вчерашнее снижение ставки ФРС стало девятым с августа 2007 года, за это время она была снижена на 425 базисных пунктов (с 5,25% до 1%). Эксперты не исключают, что регулятор на этом не остановится.
По мнению аналитиков, оптимизм, вызванный понижением ставки, отзовется повышением котировок, однако эффект будет носить краткосрочный характер.
Трубники надеются на нефть и газ
Снижение спроса на продукцию и неплатежи привели к плачевной ситуации в отрасли
Вслед за сталелитейными компаниями антикризисными мерами озаботились и производители труб. Группа ЧТПЗ объявила о сокращении 30% административного персонала, а также о пересмотре своей производственной программы на 2009 год. Проблемы трубников усугубляются неплатежами: долги потребителей за уже отгруженную продукцию составляют 42 млрд руб, отмечает «РБК daily».
Вчера группа ЧТПЗ сообщила о том, что в связи с падением спроса на трубную продукцию на российском рынке компания вынуждена принять ряд мер по снижению издержек.
С проблемами столкнулись и другие отечественные трубные компании. На рынке наблюдается снижение спроса на трубы общего назначения со стороны предприятий машиностроения, стройиндустрии, ЖКХ.
Ситуация осложняется еще тем, что отечественные трубники покупали сталь в начале года по высоким ценам, а уже в начале второго полугодия спрос на трубы упал. Кроме того, начиная с 2002 года все компании осуществляли техническое перевооружение, которое проходило в том числе и на заемные средства.
В этих условиях трубники надеются на помощь правительства. Особые надежды возлагают на реализацию стратегических проектов по транспортировке нефти и газа.
Кто хотел продать «Норникель»
В числе предъявленных к выкупу акций есть и бумаги, принадлежащие «Интерросу»
Воспользоваться заблокированным ОК «Русал» обратным выкупом акций (buy back) ГМК «Норильский никель» хотели владельцы 58% акций компании. По оценкам экспертов, это почти 90% миноритариев, а также один из основных акционеров ГМК – «Интеррос» (владеет около 30% акций), сообщает «Коммерсантъ».
Как рассказал источник, знакомый с ходом buy back, к выкупу акции предъявлял именно «Интеррос». Компания могла от различных структур подать заявку на предъявление к выкупу 8-12% акций, а миноритарии принесли ГМК 90% своих акций. Еще около 5% могли предъявить структуры владельца холдинга «Металлоинвест» Алишера Усманова. Однако в холдинге заявили, что Алишер Усманов не собирался продавать акции «Норникеля». В таком случае даже при 100-процентной явке прочих миноритариев «Интеррос» должен был предъявить к выкупу 13% акций ГМК.
Ажиотаж вокруг buy back объясним. При текущей стоимости в $72 за акцию он проводился по $223. Число предъявленных к выкупу акций оказалось очень высоким, но не рекордным: в buy back «Полюс Золота» в 2006 году решили принять участие 77% акционеров.
Однако заработать денег на buy back акционерам в ближайшее время не удастся. С самого начала выступавший против «Русал» подал иск в арбитражный суд Красноярского края, который в качестве обеспечительной меры запретил выкуп акций. Пока миноритарии не могут ничего предпринять для изменения ситуации. Им остается только ждать завершения рассмотрения дела по существу. Первое слушание состоится в начале декабря.
Национальный авиаперевозчик готовится к взлету
Холдинг «Авиалинии России» завершает формирование своих структур
Формирование нового национального холдинга «Авиалинии России» под эгидой «Ростехнологии» и правительства Москвы планируется завершить зимой, чтобы к сезону массовых пассажирских перевозок он заработал в полную силу, сообщает «Российская газета».
«Авиалинии России» возьмут под свое крыло три авиакомпании альянса, в том числе и «КрасЭйр». Судьба этих компаний пока еще окончательно неизвестна, но по словам Мошиашвили, новый акционер – «Ростехнологии» – не собирается их банкротить. Скорее всего, произойдет санация этих авиаперевозчиков.
Судьбой «Самарских авиалиний», «КрасЭйр» и «Домодедовских авиалиний» займется компания «Покровские ворота». Именно она станет внешним управляющим. Предполагается реструктуризация всех долгов альянса и именно от «Покровских ворот» ждут соответствующих предложений. Скорее всего, средства будут изыскивать в оставшемся имуществе авиакомпаний.
Основная маршрутная сеть остается закрепленной за «Авиалиниями России». Ббудет временной пробел по осуществлению нормальной деятельности авиакомпаний на всей маршрутной сетке до декабря, так как необходимо обеспечить технологическое открытие продаж билетов. Скорее всего, в полную силу новый национальный перевозчик начнет действовать с начала летнего сезона.
Москва, Полина Державина
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».