Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 8 декабря.
«Газпром» встал в очередь за господдержкой
При цене нефти ниже $50 за баррель «Газпрому» понадобится прямая господдержка
«Газпром» утвердил инвестпрограмму на 2009 год в размере 920 млрд руб. и надеется выполнить ее без дополнительной помощи государства. Однако менеджеры компании признают, что при сильном падении цен на нефть, монополии потребуется помощь государства. В пятницу правление «Газпрома» одобрило проект инвестпрограммы и бюджета на 2009 год. Объем инвестиций госмонополии составит 920,4 млрд руб., из которых капвложения – 699,9 млрд руб., а долгосрочные вложения – 220,6 млрд руб. Согласно проекту бюджета, «Газпром» получит 3,74 трлн руб. доходов, а потратит 3,8 трлн руб. Финансовые заимствования останутся на уровне 90 млрд руб, пишет газета «Коммерсант».
На два масштабных проекта, не входящих в инвестпрограмму, «Газпром» уже попросил денег в письме правительству. Один из них назвал зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев – это программа строительства энергогенерирующих объектов, в том числе для ТГК-1 и «Мосэнерго». Второй проект, по словам источника в «Газпроме»,– обратный выкуп 20% акций «Газпром нефти» у итальянской ENI. На оба проекта монополия запрашивает 160 млрд руб., из которых 106 млрд руб. ($3,8 млрд) пойдет на выкуп акций «Газпром нефти». Механизм господдержки пока не определен.
Однако «Газпрому» может не хватить денег и на собственную инвестпрограмму. Монополия сокращает в этом году добычу газа на 3% из-за снижения потребления на внутреннем рынке. Если при этом цены на нефть в 2009 году будут ниже $50 за баррель (5 декабря на Лондонской бирже фьючерсы на январь 2009 года продавались по $40,8), а внешние финансовые рынки не смогут предоставить дешевые кредиты, «Газпрому» придется обратиться к государству за дополнительной помощью. Министр энергетики Сергей Шматко на прошлой неделе признал, что государство может принять участие в финансировании инвестпрограммы «Газпрома». На совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в качестве одного из вариантов обсуждалась допэмиссия газовой монополии.
Металлурги падают в цене
Спрос и цены на металлургическую продукцию снизились вдвое
За последние месяцы ведущие металлургические компании ЮФО снизили объемы продаж практически вдвое, производство продукции упало на 20-30%. Цены на металлопрокат для строительства снизились на 40-50%. В лидерах оказалась арматура, которая подешевела с 35-38 тыс. руб. за тонну до 15-20 тыс. руб. Руководство компаний вынуждено корректировать стратегию развития предприятий – замораживать проекты, экономить на аренде складских помещений. Эксперты прогнозируют пик кризиса для металлургов на январь-февраль 2009 года. Между тем правительство России пока не озвучило, какие меры намерено принять для поддержки отрасли, отмечает РБК daily.
Пик кризиса для металлургов аналитики прогнозируют на начало 2009 года. Объем производства на металлургических предприятиях в четвертом квартале 2008 года упадет по сравнению с третьим на 30%. В начале 2009 года эта отметка снизится еще на 10%. Особенно упадет производство продукции, связанной с автопромом и строительством, отмечают аналитики.
Серьезной господдержки в ближайшее время предприятиям ждать, видимо, не стоит. Рабочая группа РСПП по черной металлургии на этой неделе обсудила пакет мер по поддержке отрасли, но не пришла к единому мнению. Компаниям было рекомендовано пока работать самостоятельно. В данный момент в портфеле обращений от металлургов находится пакет мер по поддержке отдельных отраслей промышленности, который будет рассмотрен правительством РФ в декабре.
Эксперты полагают, что государство поможет металлургии, но лишь крупнейшим игрокам.
«АвтоВАЗ» расплатится за завод автомобилями
Страдая от дефицита средств, автопром готов расплачиваться готовой продукцией
Дефицит оборотных средств и проблемы со сбытом автомобилей не повод для «АвтоВАЗа» отказываться от покупки «Ижавто». Компания готова оплатить завод машинами. АвтоВАЗ»готов предложить группе «Сок» (владеет «Ижавто») расплатиться за часть активов завода автомобилями. По информации «Ведомостей», «АвтоВАЗ» уже сформулировал предложение «Соку».
Предложение «АвтоВАЗу» по «Ижавто» было сделано в начале этого года. Идея понравилась топ-менеджерам из Тольятти. Ведь с появлением нового партнера-акционера – французского Renault завод запланировал увеличение выпуска автомобилей с нынешних 780 000 до 1 млн, а потом и до 1,2 млн в год, а в дополнение к Lada партнеры хотели поставить на конвейер «Ижавто» (мощность 220 000 машин в год) модели Renault и Nissan. В итоге стороны договорились о покупке 100% акций «Ижавто» за $357 млн. 1 октября сделку должен был утвердить совет директоров «АвтоВАЗа». «Ижавто» даже указало в отчете за III квартал о планах выпуска Renault и Nissan с 2010 г. Но совет директоров «АвтоВАЗа» рекомендовал пересмотреть сумму сделки. А затем из-за кризиса у компании кончились деньги. В итоге «АвтоВАЗ» стал предлагать новые варианты оплаты, например заплатить активами его дилерского холдинга «Лада-сервис» и в рассрочку. Эти варианты до сих пор обсуждаются.
В пересчете на Lada «Ижавто» стоит недорого. $357 млн – это около 66 000 «пятерок», 40 000 Lada Kalina или 37 000 Priora. Это сопоставимо с месячным объемом продаж «АвтоВАЗа» (51 300 машин в ноябре).
Для «АвтоВАЗа» такая форма оплаты – способ избавиться от товарных остатков в обмен на нужный актив.
«ЛУКОЙЛ» признал обязательства перед «Русалом»
Мировое соглашение закрыло двухлетний конфликт
Арбитражный суд города Москвы утвердил мировое соглашение между ОАО «Объединенная компания «Русал» – «Торговый дом» и ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка». Компания Олега Дерипаски осталась полностью удовлетворена достигнутой договоренностью и отозвала свой иск к ЛУКОЙЛу, в связи с чем судебное производство по делу было прекращено, сообщает газета GZT.ru.
Конфликт возник минувшей осенью, когда ОАО «Объединенная компания «Русал» – «Торговый дом» подало иск к ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка», обвинив «дочку» ЛУКОЙЛа в не исполнении договорных обязательств о поставках коксового угля на предприятия, принадлежащие алюминиевому концерну. Общая сумма претензий «Русала» составляла 1,7 млн рублей. По данным «Русала», с апреля 2008 года ЛУКОЙЛ в два раза снизил поставки нефтяного кокса, нарушив условия долгосрочного контракта, подписанного в 2006 году. «Русал» утверждал, что предназначенный для его заводов кокс продавался другим потребителям.
В начале октября суд частично удовлетворил иск «Русала» к ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» и постановил взыскать с ответчика неустойку в размере около 750 тысяч рублей, а также обязал ответчика выполнить условия договора по допоставке около 20 тысяч тонн нефтяного кокса. Тогда же крупнейшая российская нефтяная компания заявила о своем намерении оспорить решение суда.
Теперь, как поясняют в «Русале», все предприятия ЛУКОЙЛа признали свои обязательства по поставкам на алюминиевые заводы «Русала» нефтяного кокса по заключенным договорам.
«Оборонка» получит $5,4 миллиарда
Правителтьство подготовило пакет госпомощи обороным предприятиям
Государство подготовило пакет мер ценой в 150 млрд руб. по помощи оборонно-промышленному комплексу. Главные претенденты на ее получение – «Ростехнологии» и ОАК. На предприятиях этих холдингов будет испытан новый механизм госпомощи – выкуп допэмиссий акций, сообщает газета «Ведомости».
План помощи ОПК состоит из пяти основных пунктов: увеличение объемов авансирования платежей, стимулирование финансирования гособоронзаказа и федеральных целевых программ, субсидирование процентной ставки и предоставление госгарантий по кредитам, предупреждение банкротств, проведение допэмиссии акций и выпуск облигаций в пользу государства.
На субсидирование процентной ставки, увеличение капитализации компаний и предупреждение банкротств государство намерено потратить примерно 50 млрд руб. Еще около 100 млрд руб. будет зарезервировано в бюджете под госгарантии по кредитам.
О временном возможном вхождении государства в капитал системообразующих предприятий премьер Владимир Путин говорил в конце прошлой недели. Выкуп он назвал «способом выведения из кризиса предприятий», уточнив, что делать это государство будет по просьбе их руководителей. Уже рассматриваются заявки на выкуп государством допэмиссий акций предприятий ОПК.
Ингушетия реанимирует региональный нефтекомплекс
На восстановление «Ингушнефтегазпрома» республике нужны 4 миллиарда
Новый глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров приступил к спасению ОАО «Ингушнефтегазпром», которое в лучшие времена добывало ежегодно до 200 тыс. т нефти, а в этом году прекратило работу, задолжав около 1,5 млрд руб. Глава республики сменил гендиректора ИНГП и частично погасил долги по зарплате за счет бюджета. Создается правительственная группа, которая будет придумывать, где найти необходимые для возрождения нефтекомплекса 4 млрд руб. Эксперты считают, что ИНГП не сможет получить ни частное, ни федеральное финансирование. В республике рассчитывают на помощь успешных ингушских предпринимателей, утверждает РБК daily.
ОАО «Ингушнефтегазпром» (Малгобек) на 100% принадлежит правительству Ингушетии, разрабатывает несколько месторождений на территории республики. ИНГП был пятой по объемам нефтедобычи компанией в ЮФО (после «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефти» и входящих в «Роснефть» «Грознефтегаза», «Краснодарнефтегаза» и «Ставропольнефтегаза»).
Проблемой ИНГП всегда были хищения со стороны руководства. В 2004 году комиссия депутатов Народного собрания Ингушетии выявила, что с ведома двух гендиректоров в 2003-2004 годах были выкопаны и якобы сданы на металлолом сотни метров нефте- и газопроводов, причем сама компания ничего с этих операций не получила. Один гендиректор был фигурантом уголовного дела за организацию незаконной добычи и незаконный доход в размере 24 млн руб. Другой осужден, правда условно, за хищение 132 млн руб. Как отмечают источники издания: «О чем можно говорить, если в 1990-е стать гендиректором ИНГП стоило 50 тыс. долл., а в последние годы сумма взятки выросла до 750 тыс. долл.»
Москва, Полина Державина
Москва. Другие новости 08.12.08
Американское автомобилестроение прекратит существование – мнение. / Российские застройщики требуют с дольщиков доплаты. / Цены на бензин в США упали до пятилетнего минимума. Читать дальше
© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».