Россия получила доступ к монгольскому урану и золоту
Москва и Улан-Батор согласовали создание СП, которое получит лицензии на крупнейшие монгольские месторождения – угольное Таван-Толгой и медно-золотое Оюу-Толгой. Россию представит ОАО РЖД: взамен компания будет развивать железные дороги Монголии и искать инвесторов на $250 млн. Не остался в стороне и «Росатом», с которым будет создано СП по добыче урана.
В ходе визита премьера Владимира Путина в Монголию ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) подписало ряд документов по учреждению на паритетных началах СП с монгольскими госкомпаниями КОО «Эрдэнэс-МГЛ» и «Монголын томор зам» (МТЗ). Задачей СП станет развитие и модернизация монгольских железных дорог, в том числе строительство инфраструктуры к крупнейшим месторождениям страны. Уставный капитал СП составит $1,8 млн и будет оплачен деньгами.
После подписания стороны были приглашены к премьеру Монголии Санжийну Баяру, с которым обсудили дальнейшее развитие СП. Было согласовано, что СП получит ряд лицензий на крупнейшие монгольские месторождения – в первую очередь,идет о Таван-Толгое и Оюу-Толгое. Глава ОАО РЖД Владимир Якунин оценивает их освоение в $7 млрд.
Таван-Толгой расположен на юге Монголии. До сих пор запасы угля на нем оценивались в 5-6 млрд тонн, 40% из которых приходится на коксующийся уголь. Но в феврале уточнялось, что разведанные запасы составляют около 900 млн тонн. Оюу-Толгой расположен в 100 км от Таван-Толгоя. Доказанные и вероятные запасы на весну 2007 года оцениваются в 930 млн тонн руды с содержанием 0,5% меди и 0,36 г золота на тонну.
Российская сторона должна будет внести в СП денежный эквивалент рыночной стоимости лицензий. Но само СП заниматься разработкой месторождений не будет – оно обязано провести конкурсы для выбора партнеров. С победителями должны быть созданы проектные компании, где СП получит 25% плюс одну акцию, инвестор – 75% минус одну акцию. Одним из условий допуска инвесторов станет строительство необходимой железнодорожной инфраструктуры.
Таким образом, формально из проекта исключены частные российские инвесторы, которых ОАО РЖД планировало привлечь в качестве основных стратегических партнеров. Ранее Владимир Якунин вел переговоры о совместном освоении монгольских недр с консорциумом En+ Олега Дерипаски, «Реновы» Виктора Вексельберга и «Северсталь-ресурса» Алексея Мордашова.
Аналогичные заявки, впрочем, монгольское правительство собрало и от целого ряда других претендентов – в том числе японских Sumitomo и Itochu, американской Peabody, китайской Shenhua, бразильской Vale, швейцарской Xstrata, Rio Tinto и BHP Billiton.
Наряду с отказом от преференций россиянам Улан-Батор ждет от Москвы денежной помощи. Кроме возможной кредитной линии на $1,5 млрд и $300 млн льготного кредита на закупки российского зерна, сельхозтехники и минудобрений (он был согласован еще в марте) речь идет о прямых вложениях в УБЖД.
Помимо договоренностей с РЖД, во время правительственного визита в Монголию удалось договориться и о создании СП по добыче и переработке урана. С российской стороны в проекте будет участвовать «Росатом». Министр энергетики Сергей Шматко подтвердил, что документы готовы к подписанию и согласованы с монгольской стороной. В госкорпорации пояснили, что в СП также может принять участие японская Mitsui, но доли участников в предприятии не раскрываются. Также неизвестен и возможный объем вложений в СП. «Росатом» готов провести геологоразведку для уточнения запасов урана, поскольку сейчас есть лишь оценки, сделанные еще во времена СССР.
Москва-Улан-Батор, Алексей Усов
© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».