AMP18+

Экономика

/

В России вернут алкогольный «час волка» Минпромторг запрещает ночную торговлю водкой и пивом

image

Антиалкогольная кампания, инициированная президентом, набирает обороты. Накануне Минпромторг представил список мер, которые, по мнению чиновников, смогут «оздоровить» страну. Главной новостью стало временное ограничение продажи алкоголя – ночью будет запрещено продавать любой алкоголь. Кроме того, предлагается запрет на торговлю пивом в киосках, ужесточение уголовной ответственности за производство и оборот левого товара и продажа алкоголя только после предъявления паспорта. Эксперты уверены, что большая часть мер – «похоронит» мелкорозничную торговлю, и обрушит пивной рынок в стране.

Очередную антиалкогольную кампанию в России начал президент Дмитрий Медведев. В июле на встрече с главой Минздравсоцразвития Татьяной Голиковой он заявил, что необходимо принять программу по борьбе с алкоголизмом и другими вредными привычками. «Мы сейчас пьем больше, чем в 90-е годы, хотя это были трудные времена», – объяснил свою инициативу президент.

Кроме того, по его мнению, ограничение потребления алкоголя дает демографический эффект. В период антиалкогольной кампании 1980-х годов в стране «отмечались определенные позитивные моменты, в частности, беспрецедентный демографический рост», отметил Медведев. В итоге президент дал поручение правительству до 15 декабря этого года разработать концепцию госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения, особенно среди несовершеннолетних и молодежи.

Первыми поручение президента исполнили в Минпромторге, представив список антиалкогольных мер. Минпромторг предложил внести поправки в ФЗ о госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Главная новация – законодательное ограничение продажи алкогольной продукции по времени. В результате – Россия снова может вспомнить «час волка» – если, как и в советские времена, спиртное в магазинах начнут продавать только с 11 утра, когда фигурка хищника появляется на знаменитых часах на здании Центрального тетра кукол. Чем, собственно, советский «час волка» и отличался от европейского варианта – времени между тремя и четырьмя часами утра, когда подымает голову вся на свете нечисть.

Сейчас местные и региональные власти часто вводят такие ограничения (прежде всего запрещая торговлю крепким спиртным в ночное время). Но на федеральном уровне они не предусмотрены, отмечают «Ведомости».

По словам экспертов, алкоголь дает сам по себе 10% выручки розничной сети, а с учетом попутного товара – 20%. Основная масса людей покупает спиртное после работы и ночью. Минпромторг также предлагает запретить торговлю пивом на рынках, в ларьках, киосках, палатках и других объектах, не имеющих стационарных помещений. Результатом запретов может стать уход потребителей алкоголя к «нелегалам», разорение мелкорозничных торговцев и падение пивного рынка.

Сразу после заявления Минпромторга акции датского пивоваренного концерна Carlsberg, владеющего одним из крупнейших российских производителей пива «Балтика», подешевели сразу на 4,6%, сообщило агентство Bloomberg. Всего же, экспертным оценкам, через ларьки реализуется 25% всего произведенного в России пива, остальное – через магазины, уточняет «Газета.Ru». В масштабах страны розничные точки такого формата продают около трети всего пива, добавляет Finam.ru.

Управляющий партнер Management Development Group Inc Дмитрий Потапенко полагает, что инициатива по введению временных ограничений на торговлю спиртным и запрету на продажу алкоголя в киосках и на розничных рынках будет способствовать уничтожению мелкорозничных форматов торговли. «Чиновники и депутаты сначала дают разрешение на торговлю алкоголем в тех же палатках, потом, когда бизнес начинает развиваться, начинают его уничтожать. Так, они убили Черкизовский рынок, хотя изначально они же сами и выдавали разрешение на его открытие; они «грохнули» игорный бизнес, который их долгое время кормил, теперь собираются уничтожить ритейл. Потому что именно алкоголь, в частности пиво, обеспечивает 70% выручки в киосках. В стандартном киоске 300 наименований продукции, 50% ассортимента составляет пиво, еще 30% – сигареты. Если алкоголь запретить, палатки просто закроются», – приводит BFM.ru комментарий эксперта.

Также Минпромторг подготовил поправки, дающие продавцам и кассирам законное право требовать удостоверение личности у покупателей, возраст которых вызывает сомнение. Эта поправка должна обрадовать ритейлеров. Когда появились предложения депутатов значительно ужесточить штрафы за продажу алкоголя несовершеннолетним, ритейлеры возмутились. Сейчас магазины не имеют законного права отказать в продаже любого товара любому покупателю, даже несовершеннолетнему.

С 2006 года запрет на продажу алкоголя с 23.00 и до 8.00 действует в нескольких десятках регионов, в том числе в Москве, республике Коми, Новгородской, Омской областях. В Санкт-Петербурге он действует до 7.00 часов, и сейчас депутаты законодательного собрания предлагают расширить его на период с 21.00 до 9.00.

При этом, согласно принятому в 2005 году федеральному закону «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», пиво нельзя пить на стадионах, на улицах и в других общественных местах.

В Советском Союзе с 1972 года винные отделы работали с 11 до 19 часов. С 1985 года винные отделы работали с 14 до 19 часов.

Москва, Алексей Усов

© 2009, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Екатеринбург, Красноярск, Москва, Нижний Новгород, Омск, Пермь, Челябинск, Поволжье, Сибирь, Урал, Центр России, Здоровье, Общество, Политика, Россия, Русский Марш, Скандалы и происшествия, Спецпроекты, Экономика, Интересные темы, Не могу молчать!,