Минэкономразвития нашло угрозу деградации в Таможенном союзе Правительство РФ испугалось потери импорта
В правительстве нашли экономическую угрозу в таможенном объединении России, Белоруссии и Казахстана. По мнению Минэкономразвития, создание единого экономического пространства может лишить Россию значительной доли импорта. Китайцы предпочтут ввозить товары через Казахстан, а европейцы – через Белоруссию, причем определяющим фактором станет экономическая выгода, а отнюдь не политика. Что повлечет за собой «деградацию» регионов, живущих за счет транзита грузов. Россия также не сможет вводить односторонние торговые санкции, как было в случае грузинских вин и минералки.
Сегодня на заседании правительства глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина представит проект направлений таможенно-тарифной политики на ближайшую трехлетку.
В условиях отлаживания Россией, Белоруссией и Казахстаном механизмов работы единого таможенного пространства таможенно-тарифная политика приобретает особое значение, отмечает «Независимая газета».
В Минэкономразвития предсказывают настоящую конкурентную войну таможенных служб трех государств, что грозит перераспределением потоков импорта. Причем реальные убытки придется фиксировать прежде всего России. Импортерам объективно окажутся экономически выгодны другие маршруты ввоза товаров на территорию нашей страны, чем сложившиеся на сегодняшний день. И тогда европейцы отдадут предпочтение Белоруссии, а китайцы – Казахстану.
В результате проиграют некоторые приграничные регионы РФ, устойчивость экономики которых в немалой степени определяется состоянием внешнеторговой деятельности. В частности, Владивосток, Калининград, Санкт-Петербург. Сегодня через морской порт Северной столицы в Россию ввозится до 20% объемов китайского импорта Плюс к этому еще 5-6% китайского импорта попадает на российскую территорию через наземные пункты пропуска, расположенные на финской границе, какая-то часть – через страны Балтии. Таможенный союз, начавший работать с 1 января текущего года, создал принципиально новую конфигурацию внешнеторговых связей России с партнерами в ЕС и Юго-Восточной Азии.
Теперь для импортеров выгоднее ввозить товары, используя более короткие маршруты – Казахстан и Белоруссию. Если во времена СССР Белоруссия рассматривалась как передовая перерабатывающая зона на пути советского экспорта в Европу, то сегодня республика может привлечь западный бизнес уже в качестве размещения логистических и перерабатывающих предприятий для товаров, импортируемых из ЕС в Россию. Причем сделано это будет в ущерб социально-экономическому развитию западных российских регионов. То же самое можно сказать о Казахстане и потоках импорта с восточного направления.
Против России при этом играет не политика, но экономическая целесообразность. Если в Белоруссии оформление товаров, ввозимых по нулевой пошлине, занимает два часа, то в России бумажная волокита по закону может продолжаться 10 суток, но реально оформление зачастую занимает месяцы.
В результате объединения таможенных пространств, Россия также потеряет право вести одностороннюю экономическую войну, то есть, запрет на импорт различных товаров по политическим соображениям. В результате на рынки России могут вернуться на легальных основаниях «Боржоми» и грузинское вино: для поддержки запрета теперь необходимо согласие Казахстана и Белоруссии, которые не поддерживают «торговую войну» с Тбилиси.
Москва, Алексей Усов
© 2010, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».