AMP18+

Экономика

/

Минфин предлагает возродить стабфонд для «усмирения» социальных волнений Правительство обнаружило «лишние» нефтяные деньги

Итогом мировых катаклизмов и локальных войн стали обрушившиеся на Россию новые нефтяные сверхдоходы, которые позволили правительству спрогнозировать профицит бюджета уже к следующему году. Глава Минфина Алексей Кудрин вдохновился идеей возрождения стабфонда, предложив вновь создать «подушку безопасности» для сохранения положительных бюджетных и социальных показателей – взамен потраченных в прошлые годы накоплений «нулевых». В МЭРТ называют эту идею «тупиковым вариантом», настаивая на вложении «лишних» средств в развитие страны. Эксперты сходятся в том, что «лишние» деньги в итоге все равно будут потрачены на «залечивание» социальной напряженности.

«В текущем году мы, скорее всего, выйдем на бюджетный дефицит менее 1% ВВП, может быть, 0,6-0,8% ВВП», – объявил накануне замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач. В этот же день, выступая в Госдуме, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил: цена на нефть за три месяца 2011 года составила 102 доллара за баррель. По его расчетам, при цене барреля нефти в 105 долларов дефицит федерального бюджета составит 1-1,4% ВВП. Таким образом, Минфин поменял прогнозную цену на нефть на этот год, подняв ее с отметки 81 до 105 долларов, отмечсает BFM.ru.

По словам Кудрина, правительство намерено в ближайшее время внести в Госдуму предложения по корректировке бюджета РФ на текущий год. «У нас уже на 300 млрд. руб. уточнений. В эту сумму вошли и зарплаты учителей, и индексация пенсий, и поддержка сельского хозяйства, и поддержка малого бизнеса, и лесные пожары, и стипендии – все эти позиции мы сможем учесть дополнительно в поправках».

Инициатива возрождения «кубышки» вызвала сопротивление Минэкономразвития. замглавы МЭР Андрей Клепач, восстановление отчислений нефтегазовых доходов в спецфонды – «это не политика экономического роста, а политика определенной стабильности». Между тем потребности инновационного развития страны уже сегодня требуют вложений в высокотехнологичные отрасли. Сверхдоходы, по логике противников Кудрина, достойны того, чтобы не обречь их со временем на такое же проедание, а вложить в модернизацию страны. Ведь средства в спецфондах, по оценке Минфина, планируется сконцентрировать немалые – только за этот год свыше триллиона рублей, пишут «Новые Известия».

«Имеем ли мы право, и есть ли вообще какой-нибудь экономический смысл выходить на нулевой дефицит, а точнее, на профицитный бюджет, и даст ли это возможность провести необходимые реформы, даст ли импульс экономическому росту, либо это, наоборот, будет вести к стагнации», – заявил Клепач. Эксперты отмечают, что эти слова Клепач произнес на форуме ВШЭ, в месте, где принято произносить правильные с точки зрения экономической теории слова. «логику Клепача понять можно – он пытается нам сказать, что даже если цена на нефть будет очень высока, и бюджет мы исполним с профицитом, все равно найдутся социальные программы или грандиозные государственные проекты, куда лавиной двинутся лишние средства, а это снова приведет к росту инфляции», – приводит BFM.ru мнение аналитика ИК «Грандис Капитал» Дениса Барабанова.

Директор фонда «Центр развития» Наталья Акиндинова отметила, что идея возрождения стабфонда, с одной стороны, выглядит оправданной: «В период кризиса он позволил обеспечить стабильность экономики, а не влезать государству в долги, как это произошло в США и ЕС, где вырос бюджетный дефицит и где такие фонды заблаговременно созданы не были». По мнению эксперта, потребность в фонде обоснована тем, что «цены на нефть, резко подскочившие благодаря ближневосточным событиям, скоро могут пойти вниз». В этом случае «копилка» будет выполнять роль бюджетной «подушки безопасности» для компенсации неблагоприятной нефтяной конъюнктуры, в том числе в части выплаты пенсионных обязательств государства, на которые сейчас тратится значительная часть Резервного фонда.

С другой стороны, по данным Росстата, доля сырья в российском экспорте выросла в 1999-2009 годы с 44,9 до 66 %, в то время как доля высокотехнологичной продукции (машины, оборудование, транспорт) сократилась с 10,9 до 5 %. С таким багажом двигаться вперед крайне затруднительно.

Независимый аналитик Дмитрий Сусанов полагает, что уроки кризиса впрок не пошли. «Отказ по выплатам по госдолгу в 1998 году и первый финансовый кризис проходил при цене нефти в 17 долларов за баррель – и ничего, выжила страна, хотя и пришлось тяжеловато. Но резкий рост цены на нефть быстро заставил страну отказаться от уроков кризиса 1998 года. Похоже, и уроки кризиса 2008 года – главный из которых в том, что жить нужно по средствам, мы тоже быстро забудем».

«В предвыборный год мы еще не раз увидим попытку государства снять социальную напряженность за счет повышение выплат, куда и пойдут все дополнительные доходы от растущих цен на нефть», – резюмируют экономисты.

Москва, Алексей Усов

© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0

Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».

В рубриках

Центр России, Общество, Политика, Россия, Скандалы и происшествия, Экономика,