Правительственно-президентские мероприятия по снижению административного давления на бизнес внезапно продемонстрировали свою декларативность. Минэкономики, проанализировав действия контрольных органов, выдало резюме об их недостаточной эффективности: потратив 91,2 млрд рублей, они собрали штрафов только на 12,5 миллиардов. ФНС, как самые эффективные надзиратели (по рейтингу Минэкономики), объявили, что собираются перейти на исключительно дистанционный контроль. Одновременно, ведомство продемонстрировало удивительные результаты: число выездных проверок сокращается, но их эффективность подозрительно резко растет – с одного налогоплательщика во время проверки стали собирать почти в 23 раза больше.
Минэкономразвития опубликовало доклад о состоянии государственного контроля, в котором оценило эффективность надзорных органов, сообщают «Ведомости». В 2010 году на проведение проверок и административных расследований они затратили из бюджетов всех уровней 91,2 млрд рублей, собрав штрафов всего на 12,5 млрд рублей: с каждого потраченного на них рубля надзорные органы вернули менее 15 копеек.
Россельхознадзор указал, что потратил на проверки 59,4 млрд руб., больше, чем все контролирующие ведомства, вместе взятые. На выявление одного нарушения ведомство тратит почти миллион рублей. Но и без Россельхознадзора государство тратит на надзорные органы в 2 раза больше, чем они собирают штрафов.
Самое эффективное ведомство – Федеральная антимонопольная служба: потратила в 2010 году 37,9 млн, принесла бюджету 1,9 млрд руб. «Прибыльны» МЧС, налоговая и миграционная службы, Росфиннадзор; «убыточны» Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Роструд, Ростехнадзор и другие.
Представители «недобравших штрафов» надзорных органов объясняют низкий «штрафной» КПД эффективностью контроля, благодаря которой нарушений становится меньше. С надзирателями согласились и независимые экономисты: нельзя судить об успешности работы по количеству возбужденных дел и собранным штрафам. Контролирующие органы должны помогать повышать эффективность бизнеса, идеальная ситуация – когда штрафов вообще нет. «На армию тратят много, но никого еще не завоевали – получается, не окупили затраты?», – удивляется президент «Деловой России» Александр Галушка. Деятельность надзора, как и государства в целом, просто не может быть ни прибыльной, ни убыточной: общественная польза выражается не в сумме или количестве штрафов, а в обеспечении правильного функционирования какого-либо общественного института, уверен вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин.
Анализ и выводы, сделанные Минокономики убеждают в декларативности «мер по снижению административной нагрузки на бизнес», считают эксперты. «Сверхприбыльная» ФНС на днях объявила о том, что в недалеком будущем служба не просто сократит число проверок бизнеса, но полностью перейдет на дистанционный контроль и аналитику. «Тенденция не просто к уменьшению выездных проверок, а к тому, чтобы мы совсем ушли в аналитику, к камералам», – заявил руководитель ФНС Михаил Мишустин. Зато отчетность надзорного предприятия продемонстрировала парадоксальные данные: по мере того как число выездных проверок сокращается, их эффективность резко растет.В 2000 году при каждой проверке налоговики доначисляли в среднем 188 000 рублей, а в 2009 году – уже по 4,2 миллиона. Получается, что с одного налогоплательщика во время проверки стали собирать почти в 23 раза больше. Причем, это доначисленные налоги, то есть, суммы, которые налогоплательщик по каким-то причинам не заплатил в бюджет сразу. Повысить эффективность и прибыльность проверок в 23 раза налоговикам удалось при помощи нехитрой подстановки: идея «идти туда, где есть нарушения» трансформировалась в девиз «раз пошли, без денег не возвращайтесь». По словам предпринимателей, придя с проверкой, налоговики сразу говорят, какую сумму хотели бы доначислить, и чаще всего получают ее.
Минэкономики не обходит эту тему в докладе. По выводам министерства, надзорные органы продолжают оказывать серьезное административное давление на бизнес. В 2010 году прошло 2 828 900 проверок и административных расследований, и это несмотря на закон, ограничивающий права контролеров. Почти половина проверок – внеплановые. Внеплановые проверки надзорные органы должны согласовывать с прокуратурой, но делается это менее чем в 5% случаев, констатируют аналитики министерства. У контролеров отсутствует достаточная мотивация к соблюдению ограничений: Предпринимателей наказывают даже тогда, когда контролеры сами действовали с нарушениями, но лишь в половине случаев отмена результатов проверок сопровождалась дисциплинарным наказанием чиновника, допустившего нарушение.
Исследование Минэкономразвития, вероятно, учитывает сумму только официальных штрафов; Административное давление на бизнес не снизилось – и приходят часто, и штрафуют много, и в целом административная среда для бизнеса остается неблагоприятной, сожалеет президент «Деловой России» Галушка.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 18.05.11
Дом Файнгольда снова обыскивают. Медкомиссия для оценки состояния его здоровья пока не собралась. / В Приднестровье планируют упростить правила работы юридических лиц и некоммерческих организаций. / Крымский парламент попросит у Януковича найти 87 миллионов на обустройство татар. Читать дальше
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».