Индийские военные по результатам испытаний приняли решение закупить американские вертолеты AH-64D Apache Longbow Block III разработки «Боинга», предпочтя их новым российским Ми-28НЭ. Год назад американские компании «Боинг» и «Белл» проиграли этот конкурс по техническим причинам, не уложившись в график презентаций, но тендер был отменен. Холдинг «Вертолеты России» впервые в истории РФ и СССР предлагал индусам открыть производство военной техники в Индии с правом реэкспорта машин в третьи страны. Но даже такое заманчивое предложение не принесло успеха российской «оборонке».
«Рособоронэкспорт» сейчас участвует в трех тендерах Минобороны Индии по поставке вертолетов разных классов. До последнего времени холдинг «Вертолеты России» пытался бороться за индийский рынок в трех «номинациях». Индусам предлагались 197 легких вертолетов для высокогорной местности на сумму в $2 млрд. Ka-226T производства ОАО «Камов» противостоит в этой категории европейским моделям AS-550 от Eurocopter, а также А-109 и А-119 (Augusta Westland). На другом конкурсе на 15 тяжелых транспортных вертолетов на $700 млн соревновались Ми-26Т2 и CH-47F Chinook (США). Наконец, третьим тендером был заказ на поставку 22 ударных вертолетов общей стоимостью $1,4 млрд, где «схлестнулись» российский Ми-28НЭ с американским AH-64D Apache Longbow Block III.
Этот конкурс был уникален условиями, предложенными российской стороной. Впервые в истории РФ и СССР отечественный производитель авиатехники объявил о готовности открыть производство военной техники в Индии с правом реэкспорта машин в третьи страны. До сих пор в России прецедентов производства своих вертолетов за границей еще не было, да и в СССР был лишь один случай, когда в 1964 году лицензию на Ми-2 передали Польше.
Планы «Вертолетов России» открыть производство в Индии с правом реэкспорта должны были, по замыслу оборонщиков, стать весомым доводом в пользу победы в тендерах российских машин. И еще год назад казалось, что победа уже у нас. Как напоминает ИТАР-ТАСС, американцы из «Боинга» и «Белл» не смогли уложиться в объявленный график представления претендентами на сделку своих предложений. И, казалось, преимущество получили российские производители. Но индийское правительство приостановило тендер, а в начале 2011 аннулировало его результаты.
К осени 2011 года завершились летные испытания, которые проводились как на территории заказчика, так и в стране-производителе. По итогам этих испытаний авиационное командование в Дели заявило, что обе машины, и «Апач», и «Ночной Охотник», «отработали отлично, но американская показала превосходство в таких ключевых характеристиках, как повышенные возможности и всепогодность применения», – приводит заявление «Интерфакс». В индийском оборонном ведомстве агентству подтвердили, что в ходе тендера победителем был определен американский Apache. Контракт на 22 ударных вертолета почти в полтора миллиарда долларов «ушел» к компании Boeing.
Российские оружейные эксперты удивились логике индийских покупателей, отметив, что «Апач» по результатам войн в Ираке получил весьма неоднозначные отзывы от американских военных. За год войны войсками коалиции было потеряно не менее 30 вертолётов различных типов. На их борту погибло до 150 военнослужащих войск коалиции. Американское военное командование в Ираке заявило о своей неудовлетворённости результатами боевого использования вертолёта огневой поддержки AH-64 Apache и AH-64 D Apache Longbow. Машина оказалась чрезвычайно дорогой и слабо защищённой от огня обычного стрелкового оружия.
Концепция «боевого вертолёта дальнего действия» в условиях Ирака не оправдалась. Ставка на обнаружение и поражение цели на максимальной дистанции со средних высот в Ираке показала свою неэффективность. Плохая видимость, городские условия, близкое боевое соприкосновение противоборствующих сторон вынудили пилотов «Апачей» работать в диапазоне высот от 100 метров до 500, на дальностях, редко превышающих 800 – 1500 метров . В результате вертолёты оказались в полосе действенного огня стрелкового оружия. В первую очередь пулемётов и ЗУ. Иракцы быстро овладели методами огневых засад, открывая сосредоточенный огонь нескольких пулемётов в заднюю полусферу или под ракурсом три четверти. В итоге за год в Ираке было потеряно не менее 10 вертолётов «Апач». По заявлению бывшего командира 101-ой ВШД генерал-майора Дэвида Петреуса «Нам нужен вертолёт поля боя. Вертолёт способный висеть на плечах у противника. Недорогая и хорошо защищённая машина. «Апач» для этого оказался малопригоден...».
Тем не менее, индийское командование предпочло недостаточное бронирование и большую «прожорливость» «Апача». Это стало вторым за год крупным поражением на индийском рынке, которое потерпели авиастроители. Весной-2011 многоцелевой истребитель МиГ-35 выбыл из тендера на поставку в Индию 126 боевых машин на общую сумму свыше 10 миллиардов долларов. Все годы, что длился отбор, Москва излучала полную уверенность, что МиГ-35 – безусловный фаворит в этой борьбе, самоуверенность российских оборонщиков привела к тому, что в начале года, за считанные месяцы до объявления решения по тендеру, МиГ-35, в отличие от всех конкурентов, даже не прибыл на главный авиасалон страны-покупателя – Aero India-2011 в Бангалоре. При этом представители правительства Индии официально заявляли, что через своего посла в Москве они пытались не только выяснить причины неявки, но убедить Россию все-таки прислать самолет, но так ничего и не добились. В итоге, МиГ-35, который выигрывал у конкурентов за счет своей более низкой цены, уступил европейским моделям Eurofighter Typhoon и Dassault Rafale. Стоит отметить, что когда в аналогичной ситуации оказались американские производители авиатехники «Белл» и «Боинг», индийское правительство пошло им навстречу, отменив тендер и не дав одержать «техническую победу» российским боевым машинам.
Столь же болезнен оказался конкурс на поставку 200 современных танков Таиланду, когда основной боевой танк российской армии Т-90 вчистую «слил» конкурсную процедуру украинскому Т-84 «Оплот». Во многом это произошло благодаря опрометчивым заявлениям «сухопутного» главкома Александра Постникова, публично объявившего Т-90 «устаревшей моделью». Выбор Бангкока нанес сокрушительный удар по дальнейшим перспективам экспорта Т-90, а Украина выиграла уже второе «танковое» сражение за экспортные миллионы.
В этом году российский военпром может ожидать еще одно суровое поражение. Причем на том рынке, где она традиционно чувствует себя вне конкуренции – на рынке стрелкового оружия. В конце апреля этого года Индия объявила тендер почти на 300 000 штурмовых винтовок для своей армии суммарной стоимостью около $ 1 500 000 000. На этом тендере АК74М в его вариациях серии «100» калибра 5,56х45 предстоит соперничать с современными системами компаний FN Herstal, Beretta, Heckler and Koch, Israel Weapon Industries, Colt, Bushmaster, Singapore Technologies Kinetics. Причем некоторые из этих компаний предлагают даже современное развитие «Калашникова» в части устройства газового двигателя и узла запирания: как под «традиционные» калибры НАТО, так и под патрон 7,63х39 и «перспективный» патрон НАТО 6,8х43 SPC, превосходящий по эффективности калибры 5,56х45 и 5,45х39. Как заметил по этому поводу в редакционном блоге главный редактор журнала «Калашников» Михаил Дегтярев: «Некогда могущественная Россия теперь не вписывается в компанию Бельгии, Германии, Италии, Израиля, США и даже Сингапура».
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 25.10.11
Челябинские депутаты отклонили протест прокуратуры по поводу возврата подъемных выплат для врачей. / Ростуризм рекомендует русским туристам избегать посещения некоторых районов Бангкока. / Депутат Госдумы: Возвращение ремонта кораблей Черноморского флота в Севастополь было бы правильным решением. Читать дальше
© 2011, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».