Росфинмониторинг передал в правительство пакет «антиотмывочных» поправок к законодательству, которые усложнят ряд традиционных операций бизнеса, связанных с уходом от налогов и валютного контроля, и значительно усилят возможность давления силовых структур на бизнес. Об этом пишет газета «Коммерсантъ». Исходя из текста законопроекта, поправки предполагается принять Госдумой осенью-зимой, и уже с 2013 года они вступят в силу.
Проект федерального закона с правкой более десяти законов и кодексов РФ, посвященных преимущественно отмыванию преступно нажитых средств, предусматривает отмену банковской тайны по решению суда, а для налоговиков – без суда. Документ дает право налоговым органам и банкам определять «экономический смысл» операций физлиц и юрлиц, а также предоставляет банкам, широкие возможности отказа от ведения счетов и вводит жесткую уголовную ответственность за незаконный экспорт капитала.
Как отмечает издание, вряд ли столь резкое ужесточение «антиотмывочного» законодательства обойдется без резких протестов бизнеса.
Наиболее резкое предложение Росфинмониторинга – параллельное изменение закона о банкротстве и закона о регистрации юридических лиц. Институты банкротства и ликвидации юрлиц предлагается связать, а также установить субсидиарную ответственность контролирующих лиц и менеджмента за долги юрлица, возникшие после объявления юрлица банкротом или ликвидируемым. Кроме этого, по умолчанию контролирующие лица объявляются виновными в банкротстве (и несут солидарную субсидиарную ответственность по обязательствам должника), пока не докажут суду обратное. На период, пока иск о такой ответственности рассматривает суд, банкротство может быть приостановлено.
Второе, не менее резкое предложение – предоставление ФНС права не учитывать в налоговой базе «операции, не имеющие очевидного экономического смысла» и фактически полная отмена для налоговых органов понятия банковской тайны.
Кроме того, права проверки ФНС юрлиц предлагается расширить при любом уточнении уплачиваемых налогов в сторону уменьшения, при большинстве операций по НДС, предлагается законодательно обязать юрлица обосновывать получение ими любого убытка.
Отдельный блок поправок посвящен приостановке операций по счетам и праву отказу банков от операций или ведения банковского счета. По существу, банки при любом подозрении о нарушении закона «Об отмывании» вправе отказать, руководствуясь критериями ЦБ, в ведении счета, заморозить средства на нем (исключение – платежи в бюджет), а при неполучении клиентом денег со счета – перевести их на счет нотариуса по месту регистрации клиента.
Большинство сделок на сумму более 600 тысяч рублей с наличными подлежат контролю Росфинмониторинга через банки. Правки в закон «Об оперативно-розыскной деятельности» дают право следствию через суд снимать режим банковской тайны в отношении любого банковского счета – причем сотрудники банков несут ответственность за неразглашение факта интереса следствия к счетам.
Законопроект существенно усиливает блок административного и уголовного законодательства. Дополнительная уголовная ответственность вводится за налоговые и валютные преступления. Сейчас статья 174 УК РФ (легализация денежных средств) прямо устанавливает запрет на привлечение за отмывание денег обвиненных по «налоговым» и «валютным» статьям. Росфинмониторинг этот запрет предлагает снять.
Отдельно предлагается ввести новую беспрецедентную статью в Уголовный кодекс – 193.1, карающую перечисление средств за границу по подложным документам. При этом деянии в особо крупных размерах (свыше 30 млн рублей) суд вправе наказать виновных лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
В КоАП вводятся статьи, карающие «техническую» часть менее крупных схем ухода от налогов. Так, непередачу бухгалтерских документов по КоАП предлагается наказывать штрафом до 100 тысяч рублей, за непередачу ФНС данных о движении средств по зарубежным счетам – до полумиллиона рублей.
Наконец, в УК вводится предельный размер штрафа за взятки или коммерческий подкуп – в 500 млн рублей.
Очевидно, что столь резкие изменения, которые затрагивают не только схемы теневого движения капитала, но и фундаментальные обычаи делового оборота в РФ, вызовут резкую критику, пишет газета, отмечая, что менее жесткие инициативы ранее приводили к публичным затяжным скандалам бизнеса и власти. В любом случае предложения ведомства Юрия Чиханчина сейчас следует рассматривать как программу-максимум Росфинмониторинга, резюмирует издание.
Москва, Наталья Аникина
Москва. Другие новости 20.08.12
В Челябинске не могут решить проблему с уличной торговлей и незаконными киосками. К бабушкам-садоводам тут же пристраиваются предприниматели. / Больше полусотни работников завода «АМУР» начали голодовку. / План по вводу жилья в Курганской области выполнен лишь на 35%. Читать дальше
© 2012, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».