В Минэнерго на заседании оперативного штаба, посвященного внезапному росту цен на бензин, порекомендовали нефтяным компаниям временно отказаться от экспорта топлива. Одна из причин роста цен на бензин до 20% – сокращение поставок бензина из Белоруссии, считают нефтяники и чиновники. Однако эксперты называют эти предложения популистскими: «Все это бесполезно, если товарные потоки задаются в офисах семи крупнейших компаний, контролирующих производство нефти».
На заседании оперативного штаба в Минэнерго участники попросили нефтяные компании временно отказаться от экспорта нефтепродуктов, сообщает газета «Ведомости». Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша 26 июля в письме куратору ТЭКа, вице-премьеру Аркадию Дворковичу предложил запретить экспорт бензина и завозить не менее 150 000 тонн белорусского топлива в месяц.
По данным ЦДУ ТЭК, в июле производство высокооктановых бензинов сократилось на 9900 т до 2,277 млн т, их отгрузка на внутренний рынок снизилась на 131 800 т до 2,155 млн т. С 1 по 23 июля нефтяники, по предварительным данным Минэнерго, экспортировали 160 900 т бензина.
Нефтепроизводители отмечают, что они и так практически не поставляют бензин на экспорт. В «Лукойле» отметили, что из экспорт представляет собой разовые мероприятия: «В июне была отправлена небольшая партия Аи-92, но только потому, что резервуарный парк был переполнен». Представитель «Газпром нефти» заявил, что компания не осуществляет экспорт бензинов и не снижает объем производства на собственных НПЗ. Источник в «Роснефти» рассказал, что в июле текущего года по сравнению с июлем прошлого года рост биржевых продаж составил 50%.
По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, биржевой спрос на бензины с 25 по 31 июля превысил предложение: на Аи-92 – на 174%, составив 239 520 т, а на Аи-95 – на 222% (70 190 т).
По словам директора по развитию бизнеса агентства «Аналитика товарных рынков» Михаила Турукалова, за счет полного запрета экспорта товарного бензина можно дополнительно привлечь на внутренний рынок примерно 200 000 тонн в месяц. Однако запретить экспорт бензина уже с августа – чревато штрафами для нефтяных компаний: контракты уже заключены, а за срыв поставок предусмотрены штрафы.
Одна из причин роста цен на бензин – сокращение поставок бензина из Белоруссии, говорят присутствовавшие на мероприятии. В целом по году в России производство и потребление бензина сбалансировано. Но спрос растет быстрее предложения, так что в III квартале не избежать дефицита без дополнительных поставок белорусского бензина, приводит газета мнение участников совещания в Минэнерго.
Эксперты считают, что «все оправдания нехватки бензина и высоких цен – мошенничество».
«После бензинового кризиса чиновники буквально фонтанируют новыми идеями о том, как нам отремонтировать наш тяжело больной рынок нефтепродуктов и сделать его хотя бы чуточку более конкурентным», – пишет директор Института энергетической политики Владимир Милов в колонке для журнала Forbes.
«Обречена на провал сама по себе идея «что-то там подкрутить» в отрасли, для которой характерна сложившаяся за 20 постсоветских лет сквозная монополизация всех сегментов добычи и переработки нефти и сбыта нефтепродуктов. Бороться нужно именно со сквозной монополизацией как таковой, а не с отдельными ее проявлениями в секторе downstream (переработка нефти и реализации нефтепродуктов)... В таких условиях вы хоть что создавайте: биржу, независимые НПЗ, ограничения концентрации на «последней миле», преследуйте торговцев нефтепродуктами за сговоры – все это бесполезно, если товарные потоки задаются в офисах семи крупнейших компаний, контролирующих производство нефти.
...Глубоко укоренившаяся олигополия во всей цепочке добычи, переработки и сбыта российской нефтяной отрасли – ключевая причина проблем нашего рынка нефтепродуктов. Это приводит и к завышенным ценам (ненормально высокой по мировым меркам розничной марже), и к недавнему необъяснимому исчезновению нефтепродуктов в ряде регионов. И все это при отсутствии прямого административного регулирования цен, в результате ценовых войн между компаниями оптового и розничного звена торговли бензином и дизельным топливом.
Олигополия эта носит сквозной и комплексный характер...За всем этим маячит призрак сферы нефтедобычи, где монополизация только усиливается с легкой руки государства, для которого монополизм стал в последние 12 лет философией жизни – в экономике, в политике, в СМИ», – считает независимый политик и экономист.
Москва, Алексей Усов
Москва. Другие новости 05.08.13
Фирма-родственница «Консоли» завалила мусором Ялтинский заповедник. / Вслед за Пхукетом против русской мафии поднимается Паттайя. / В Екатеринбурге распродают пакеты акций четырех федеральных госпредприятий. Читать дальше
© 2013, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».