Углеводородные корпорации РФ первыми демонстративно отказались менять принципы хозяйствования в условиях «полувоенного времени». На фоне политического кризиса и падения курса рубля нефтяники перенаправили большую часть нефтепродуктов на экспорт, чем создали искусственный дефицит топлива в стране и подняли цены. В Минэнерго попытались убедить корпорации сформировать обязательные запасы бензина и дизельного топлива для нужд внутреннего рынка, но эту инициативу поддержала только «Татнефть», которая по техническим причинам не может экспортировать топливо.
По данным Центрального диспетчерского управления ТЭКа при Минэнерго, экспорт высокооктановых бензинов в феврале текущего года по сравнению к тому же периоду 2013 года вырос на 82,9% При этом в феврале отгрузка бензина на внутренний рынок упала на 5,9% к февралю прошлого года – на 169 тыс. тонн, в марте – еще на 64,8 тыс. тонн. Производство автомобильного топлива также снизилось на 36 тысяч тонн, сообщает ИТАР-ТАСС.
При падающем рубле экспорт бензина выгоден нефтяникам. Объемы отгрузок увеличиваются, следом – растут цены на внутреннем рынке.
При сокращении предложения бензина на внутреннем рынке на фоне плановых весенних ремонтов НПЗ как в Центральном регионе, так и на Дальнем Востоке независимые продавцы бензина начинают активно скупать биржевое топливо, что приводит к росту цены на торговых площадках, а также к росту отпускных оптовых цен на НПЗ крупных нефтяных компаний.
Ранее сообщалось, что за март в большинстве российских регионов цены на заправках, по данным ИАЦ «Кортес», пошли вверх: по отношению к январю текущего года они выросли на 0,5% в Дальневосточном федеральном округе, на 4,8% – в Татарстане. Сбытовая «дочка» «Лукойла» – компания «Лукойл-Центрнефтепродукт» централизованно подняла цены на автомобильное топливо в регионах своего присутствия от Москвы до Калининграда на 50 копеек за литр. То же самое сделала и «Газпром нефть» в Новосибирской области.
За последнюю неделю, по данным Росстата, цены на АЗС на бензин поднялись в 54 регионах страны в среднем на 60-67 копеек за 1 литр. По оценкам участников рынка, рост цен на бензин по итогам года может составить 10-15% вместо прогнозируемых ранее Минэнерго 4,5-5%.
Минэнерго направило в правительство законопроект, который обязывает нефтяников поставлять на внутренний рынок до 95% произведенного бензина и около 50% дизельного топлива.
Инициативу министерства поддержали только в «Татнефти» и то потому, что из-за ремонта на своем НПЗ компания не может экспортировать бензин.
Остальные производители либо выступили против идеи квотировать экспорт бензина ради снижения цен на внутреннем рынке, либо ждут развития событий.
Глава «Лукойла» Вагит Алекперов заявил журналистам, что отрицательно относится к идее квотирования поставок топлива на внутренний рынок. «Газпром нефть» и «Башнефть» официально не стали комментировать ни свою стратегию, ни инициативу министерства энергетики. Но в частном порядке пояснили журналистам, что они против подписания соглашения с Минэнерго по запасам топлива, и готовы соблюдать только нормы действующего соглашения профильных ведомств с нефтяными компаниями по модернизации НПЗ. Это соглашение устанавливает квоту для внутреннего рынка в 20% от всех объемов нефтепродуктов и резервирует 10% бензина и дизтоплива для топливной биржи. На 95 и 50% нефтекорпораты категорически не согласны.
Неуступчивость бизнеса может привести к санкциям от госведомств, обещают «Известия».
Замглавы Минэнерго Кирилл Молодцов недвусмысленно намекнул, что нефтяники будут вынуждены подписать соглашение о квотах для национального рынка, причем до конца этой недели: «Документ носит рекомендательный характер, однако мы будем работать с компаниями, чтобы они подписали его».
Убедительности Минэнерго готова придать Федеральная антимонопольная служба. Начальник управления контроля ТЭКа ФАС Дмитрий Махонин заявил, что если компании откажутся подписывать договор с Минэнерго на условиях правительства, и не станут создавать на нацзапаса топлива, то ФАС применит санкции.
ФАС будет считать злоупотреблением доминирующим положением резкое повышение экспорта нефтепродуктов и снижение их поставок на внутренний рынок, если это будет сопровождаться ростом цены на бензин внутри страны. «Это является основанием для возбуждения против нефтяников дел о нарушении антимонопольного законодательства с последующим наказанием в виде оборотных штрафов от 1 до 15%. И такие прецеденты уже бывали ранее» – предупредил представитель ФАС.
«Стратегические запасы топлива в стране должны быть, но их количество – это вопрос субъективной экспертной оценки. Рядовому потребителю абсолютно не важно, снизились ли они с 1,7 до 1,2 млн т, но для рынка это является спекулятивным фактором, когда эта информация становится публичной», – цитирует газета пояснения Дмитрия Махонина.
Москва. Другие новости 21.03.14
У еще одного банка Ротенбергов и у Собинбанка возникли проблемы. / Отказ Visa и MasterCard обслуживать «Россию» Ковальчука приведет к оттоку клиентов. Вероятность того, что банку друга Путина удастся выжить, невелика. / Аналитики: Экономика РФ потеряет 6-12 млрд долларов из-за снижения суверенного рейтинга. Причиной стали санкции Запада, которые влияют на деловой климат страны. Читать дальше
© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».