Цены на нефть достигли «дна» Но многое зависит от Ирана
Цена барреля нефти марки Brent впервые за 2 года опустилась ниже $90. В пятницу на Лондонской бирже ноябрьские фьючерсы потеряли 2,2%, упав до $88,11 за баррель. Brent – один из основных индикаторов нефтяных цен: именно по котировкам этого сорта рассчитывается стоимость российской марки Urals.
Ранее сообщалось, что психологическую отметку в $90 пересекла цена барреля корзины Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и американской марки WTI. Как пишет Газета.ру со ссылкой на агентство Bloomberg, последняя в пятницу снизилась на 1,6%, до $84,42 за баррель, что является самым низким показателем с декабря 2012 года.
Нефтяные котировки стабильно снижаются с середины лета. По словам аналитика Ланта-банка Романа Ермакова, это объясняется тем, что добыча черного золота в США сейчас достигла многолетних максимумов. Как прогнозируют энергетические ведомства, через 5 лет США по этому показателю обгонят Россию и Саудовскую Аравию (в Северной Америке бурно растут объемы извлечения ранее недоступных сланцевых углеводородов с помощью технологии гидроразрыва пласта, или фрекинга).
В октябрьском отчете управления по энергетической информации американского Минэнерго говорится, что добыча в США в сентябре составила 8,7 млн баррелей в сутки – это рекордный показатель с 1986 года. Согласно прогнозу ведомства, в следующем году она достигнет 9,5 млн баррелей в день, вплотную приблизившись к рекорду 1970 года (9,6 млн баррелей).
«Во-вторых, сам спрос на нефть падает из-за замедления экономик Евросоюза и Китая, – рассказывает Ермаков. – В-третьих, увеличение поставок из таких стран, как Ливия и Ирак, также оказывает давление на котировки». По словам эксперта, пробой уровня в $90 за баррель вынудил многие фонды закрывать часть своих спекулятивных позиций в связи со срабатыванием margin call.
Ермаков полагает, что нефтяные цены уже достигли дна, так как себестоимость добычи сланцевых углеводородов в США достаточно высока и при дальнейшем снижении цен многие производители вынуждены будут уходить с рынка, сворачивая производство, что, соответственно, снизит совокупное производство и повысит импорт.
Ранее эксперты рынка также отмечали сильное влияние на котировки ожидания отмены санкций против Ирана, готового поставлять свою нефть на мировой рынок. Кстати, Россия пытается этого не допустить: активно ведутся переговоры по бартерной сделке «иранская нефть в обмен на российские товары».
Нефтяной сектор играет основную роль в наполнении российского бюджета. Только в январе 2014 года, по данным Федеральной таможенной службы, выручка государства от экспорта черного золота составила $13,47 млрд, а всего за предыдущий год экспорт принес бюджету $173,7 млрд. К тому же нефтяники еще и платят больше всех налогов, что также наполняет бюджет.
Представитель главной компании отрасли, «Роснефти», в пятницу был недоступен для комментариев; в крупнейшей российской частной нефтяной компании, «ЛУКойле», отказались комментировать нефтяные цены.
«Даже если нефть до конца года продержится на уровне $90 за баррель, средняя цена по году все равно окажется в районе $100, – отмечает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. – А это для российских компаний более чем приемлемо: они закладывают в свой бюджет $90-95».
Но если нынешний уровень сохранится на полгода-год, российские нефтяники, по словам Полищука, будут пересматривать бюджеты. Впрочем на перспективных проектах отечественных НК это вряд ли отразится. Сейчас новые месторождения разведываются и разрабатываются в Восточной Сибири, и для этих проектов предусмотрены льготы, в частности по налогу на добычу.
«Все будет зависеть от позиции государства по предоставляемым преференциям, – говорит Полищук. – Но не думаю, что от этих проектов откажутся, так как именно их Россия может реализовать без применения западных технологий, на поставку которых наложен запрет в рамках санкционной войны между Россией и странами Запада.
Если цена нефти устойчиво ляжет в коридор $80-90, это вынудит пересматривать бюджет не только нефтяников, но и правительство РФ. Как выяснила Газета.Ru, базовая цена, при которой доходы бюджета достигнут паритета с расходами, равняется $96 за баррель.
Полищук добавил, что цена сырья во многом будет зависеть от уровня импорта нефти Китаем, который весьма волатилен, и решения ОПЕК по поводу сокращения квот на добычу. Картель должен провести очередную встречу в конце ноября, однако, по неофициальным данным, пока речи о сокращении добычи не идет. ОПЕК обеспечивает около 40% мировой добычи (порядка 30 млн баррелей в сутки), и, по оценкам экспертов нефтяного рынка, для стабилизации цен необходимо сократить суточное производство на 1-1,5 млн баррелей.
Крупнейшие мировые инвесторы, такие как управляющий инвестфондом Templeton Emerging Markets Марк Мобиус и управляющий фондом Rogers Holdings Джим Роджерс, говорят, что цены на нефть перестали быть предсказуемыми, передает ТАСС.
«Очевидно, что нефть может снова подняться выше $100 за баррель, – цитирует агентство Мобиуса. – Но когда мы смотрим на сырьевые котировки, то понимаем, что все возможно. Если нефть упадет до $60 за баррель, то в любом случае ненадолго».
Лондон – Москва, Станислав Еременко
© 2014, РИА «Новый Регион»
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».