Россия ввязалась в экономическую войну на три фронта
Если руководству «Газпрома» удалось избежать «газовой войны» с Белоруссией, то российскому правительству, похоже, придется постараться, чтобы преодолеть нефтяные ответы бывших советских республик на «газовую агрессию».
Как передает корреспондент «Нового Региона», об этом пишет портал Полит.РУ.
В конце прошлого года казалось, что страны ближнего зарубежья смирились с активизировавшейся наступательной политикой Кремля на постсоветском пространстве, главными проводниками которой стали «Газпром» и Россельхознадзор. Но начало этого года показало, что такое положение дел устраивает далеко не всех.
В понедельник стало известно, что госнефтекомпания Азербайджана выполнила угрозу Ильхама Алиева, остановив прокачку нефти по северному маршруту – трубопроводу Баку-Новороссийск, а в ночь на понедельник были прекращены поставки российской нефти по нефтепроводу «Дружба» в Польшу и Германию.
В обоих случаях косвенной причиной приостановки работы нефтепроводов стало повышение «Газпромом» цены на газ для этих республик.
По сообщению из азербайджанской нефтяной компании, в 1-м квартале экспорт нефти по этому пути возобновляться не будет. Теперь 240 тысяч тонн, предназначавшиеся для прокачки по трубопроводу Баку-Новороссийск, будут использованы для бесперебойной работы тепловых электростанций страны, где ранее для выработки электроэнергии использовался российский газ.
Предложенная «Газпромом» цена в 230-235 долларов за тысячу кубометров газа Баку не устраивает.
Официальный Минск пока отказывается комментировать прекращение поставок. В конце дня российская компания «Транснефть» признала, что сама перекрыла подачу нефти по нефтепроводу «Дружба» в Польшу и Германию.
Вице-президент компании Сергей Григорьев заявил, что компания вынуждена была пойти на такие меры, так как Белоруссия, по чьей территории проходит нефтепровод, начала несанкционированный отбор нефти.
Григорьев выразил надежду, что обсуждение решений этой проблемы начнется во вторник, первый рабочий день после новогодних и рождественских праздников.
Российская «Траснефть» отреагировала на начало отбора нефти Белоруссией достаточно быстро: с заявлением на эту тему выступил глава «Транснефти» Семен Вайншток.
По словам топ-менеджера, «белорусская сторона с 6 января сего года в одностороннем порядке, никого ни о чем не предупреждая, начала незаконный отбор нефти из нефтепровода «Дружба», предназначенной исключительно для транспортировки потребителям в Западной Европе».
Это стало еще одной мерой, дополнившей анекдотическую инициативу белорусских властей по введению таможенной пошлины на прокачку нефти по территории Белоруссии. Дошло до повестки в суд главе государственной «Транснефти».
Семену Вайнштоку вменяется в вину незадекларированный ввоз нефти на территорию Белоруссии. Речь идет, конечно, не о цистернах, пущенных под покровом ночи, а о нефти, текущей по нефтепроводу «Дружба».
Суд должен был пройти в понедельник, но был по необъявленным причинам отменен. Возможно, среди причин отмены – приостановка российской «контрабанды».
Скорее всего, столь резкие шаги белорусских властей были вызваны не только введением Россией таможенной пошлины на поставляемую на белорусские НПЗ нефть, но и повышение цены на газ, которое белорусские власти были вынуждены принять.
Подобный поворот не мог не привлечь внимания лидеров Евросоюза, которые всерьез обеспокоены из-за «газовых разборок» России с её соседями. Канцлер Германии Ангела Меркель потребовала от России подписания нового соглашения о сотрудничестве, которое бы включало гарантии надежных поставок энергоносителей из России в Европу.
С 1 января канцлер Германии стала председателем Евросоюза на следующие шесть месяцев и будет основным переговорщиком со стороны ЕС при подготовке нового соглашения о сотрудничестве. Как сказала Меркель в эфире телеканала ZDF, Россия была надежным поставщиком в прошлом.
«Но сейчас мы боремся с Россией по вопросам усиления этого (ее обязательств), их признания этого в пакте о сотрудничестве между ЕС и Россией», – заявила она. По ее словам, «для некоторых компаний это в последнее время стало проблемой».
Свое председательство Меркель начала с жесткого заявления в адрес России, в котором она подчеркнула, что Москва должна впустить европейские компании на свой рынок, если она хочет проникновения на европейские рынки.
Опасения ЕС по поводу надежности РФ как поставщика энергоносителей возникли ещё год назад, когда газовый конфликт между Москвой и Украиной привел к снижению уровня поставок в Европу.
США также воспользовались моментом, чтобы объявить о направлении на рассмотрение в Сенат законопроекта под названием «Акт об энергетической дипломатии и безопасности», одним из положений которого является поддержка стремления молодых демократий, в частности Украины и Грузии, к энергетической независимости.
Таким образом, США объявили о готовности помочь бывшим советским республикам, причем не только старым подопечным – Грузии и Украине, но и новым, которые не выдерживают давления со стороны Москвы.
По ходу конфликта Лукашенко заполучил еще один политический козырь, которым раньше пользовались его оппоненты. Теперь он ещё и защитник священного суверенитета своей страны.
«Суверенитет и независимость не продаются ни за какие природный газ и нефть, я знаю последствия этого, – сказал Лукашенко, – независимость и суверенитет – это святое. Мы гордый народ, и я как первый глава государства независимой страны не могу позволить потерять наш суверенитет».
«Мы знаем, чего хотят от нас противники, и мы знаем цену того, чего хотят от нас друзья. Вы стали свидетелями того, что происходит в отношениях с нашими друзьями».
Таможенные споры между Москвой и Минском идут давно. Согласно действующему между двумя странами соглашению о единой таможенной системе при ввозе на территорию Белоруссии российских товаров, и в частности нефти и нефтепродуктов, не взимается экспортная пошлина.
При дальнейшем экспорте светлых нефтепродуктов из Белоруссии пошлина составляет около $60 за тонну. В то время как при экспорте из России она достигает более $170 за тонну. Пошлины на мазут в Белоруссии составляют $37,5, российские – $79,2 за тонну.
Всю нефть в Белоруссию поставляют российские компании. На долю «Сургутнефтегаза» приходится около 30%, «Роснефти» – 25%, «Газпром нефти» – 13%, ЛУКОЙЛа – 11%, «Славнефти» – 10%, «РуссНефти» – 6,5%, 4,5% – на прочих поставщиков.
По данным МЭРТ, белорусские НПЗ перерабатывают 20-22 млн. т нефти в год. Внутренние потребности Белоруссии в нефти, по экспертным данным, составляют около 8 миллионов тонн.
Российские нефтяники в этих условиях использовали давальческие схемы при работе с белорусскими НПЗ (Мозырский и Новополоцкий нефтеперерабатывающие заводы).
Объемы поставок, по некоторым данным, утверждались в аппарате Лукашенко. ЛУКОЙЛ, «Русснефть» и некоторые другие компании – заявляли о готовности рассмотреть вопрос инвестиций в расширение нефтеперерабатывающих и нефтетранспортных мощностей в Белоруссии.
Пошлины и нефтяное противостояние бьют не только по белорусскому бюджету, но и понекрупным российским компаниям, работающим с белорусской переработкой.
Если компромисс между Москвой и Минском (по объему, пошлинам и условиям игры) не будет достигнут, российским нефтяникам придется резко сокращать переработку на белорусских НПЗ. Со временем, после урегулирования конфликта, белорусские мощности вполне могут занять другие компании.
Например, увеличить долю в поставках на белорусские НПЗ «Роснефть» или «Газпром нефть». Но это зависит уже от конкретных договоренностей Москвы и Минска.
Одновременно с белорусским и азербайджанским «фронтами» напомнила о себе Грузия. Танки, перегородившие КПП Нижний Зарамаг, чтобы не пропустить грузовики с цитрусовыми из Грузии, продолжают служат новым оружием антироссийской пропаганды в республике.
Впрочем, МВД Северной Осетии требует от Москвы санкций на силовую расчистку КПП, которая может стать ещё одной акцией, которая укрепит позиции Михаила Саакашвили.
До сих пор широкий альянс противников российской «гегемонии» и «энергетического шантажа» ничего, кроме улыбки, не вызывал. Сложно и сейчас представить за столом переговоров Алиева-младшего, Александра Лукашенко, представителей администрации США и европейских лидеров.
Однако политика (особенно в ее экономической части) – вещь причудливая.
Сможет ли российское руководство достойно выйти из ситуации, в которой союз транзитных стран и потребителей российских энергоносителей не выглядит невозможным, а переориентация части европейских потребителей на поставки нефти из региона Каспия кажется и вовсе делом недалекого будущего, – большой вопрос.
Который может стать одним из наиболее острых вызовов для «наследников» Владимира Путина.
Впрочем, пока никакого единого фронта не наблюдается – Польша заявляет о неудовлетворительности объяснений Белоруссии, а советник председателя правления ОАО «Укртранснафта» Александр Дикусаров подтвердил информацию об увеличении объемов транзита российской нефти через Украину, согласно подписанному соглашению между «Укртранснафтой», «Транснефтью» и «ТНК-ВР», до 9 млн. тонн в год.
При этом он также сообщил, что идут переговоры относительно увеличения объемов транзита до 12 млн. тонн в год.
«Это без привязки к белорусской ситуации», – подчеркнул Дикусаров. Он не исключил возможности, что уровень транзита через Украину может корректироваться из-за прекращения транзита по «Дружбе». «При возникновении каких-то избытков российской нефти, думаю, мы можем рассчитывать на увеличение транзита».
Москва, Всеволод Ягужинский
© 2007, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Публикации, размещенные на сайте newdaynews.ru до 5 марта 2015 года, являются частью архива и были выпущены другим СМИ. Редакция и учредитель РИА «Новый День» не несут ответственности за публикации других СМИ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О Средствах массовой информации».